Взаимодействие органов государственной власти с гражданами и организациями регулируется не только законом «О доступе к государственной информации», но и специальным законодательством. Законодательством установлено, что участники исполнительного производства имеют право получать от судебного пристава-исполнителя информацию и ознакомиться с материалами дела.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в октябре 2015 года рассмотрел дело №А56-69038/2015, в котором судебный пристав-исполнитель объяснил свой отказ предоставить информацию по делу сбоем в работе информационной системы.
Суть спора
В июле 2015 года судебным приставом-исполнителем Киришского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ленинградской области на основании исполнительного листа, выданного Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу №А56-73466/2014 о взыскании с ООО «Лель» в пользу ООО «Нафтабел» задолженности в размере более 3 млн. рублей, было возбуждено исполнительное производство.
В июле генеральный директор общества обратился в отдел судебных приставов с письменным заявлением об ознакомлении с материалами указанного исполнительного производства.
При рассмотрении заявления судебный пристав-исполнитель устно пояснила представителю общества, что возможность ознакомиться с материалами отсутствует в виду сбоя работы Автоматизированной информационной системы Федеральной службы судебных приставов ( АИС ФССП РФ), где хранились документы.
На наличие каких-либо иных причин или оснований для отказа в ознакомлении с материалами или для обоснования невозможности такого ознакомления обществу указано не было. При этом письменный отказ в ознакомлении не выдавался.
Общество обратилось в суд.
Позиция Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
По мнению суда, несмотря на неоднократную возможность ознакомиться с материалами исполнительного производства, представитель общества до настоящего времени с ними не был ознакомлен. Доказательств предоставления материалов представителю общества не было представлено.
Арбитражный суд признал незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в уклонении от предоставления возможности ООО «Нафтабел» ознакомится с материалами исполнительного производства и обязал его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Позиция Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в феврале 2016 года отметил, что судебный пристав-исполнитель отказал заявителю в ознакомлении с материалами исполнительного производства, на том основании, что по техническим причинам не работала электронная база ПК ОСП АИС ФССП России, в которой были сформированы запросы по предоставлению сведений о должнике и его имуществе, а также ответ на них, поступившие в форме электронных документов.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции о том, что данные причины не являются уважительными и не связаны с объективными обстоятельствами.
Судебный пристав-исполнитель не представил объективных доказательств законности оспариваемого отказа, т.к. на момент обращения общества с заявлением в распоряжении пристава-испоонителя на бумажном носителе имелись исполнительный документ и постановление о возбуждении исполнительного производства. Они не были представлены представителю взыскателя.
Суд подчеркнул, что, отказывая в ознакомлении с материалами по техническим причинам, судебный пристав-исполнитель не определил дату, когда это можно сделать.
Суд также отметил, что кроме исполнительного документа и постановления, на бумажном носителе, в соответствии со ст.30 закона об исполнительном производстве, в деле должны также находиться доказательства направления постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес взыскателя и должника.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Позиция Арбитражного суда Северо-Западного округа
Арбитражный суд Северо-Западного округа в июне 2016 года отметил, что в силу пункта 12.1.6 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом Федеральной службе судебных приставов от 10.12.2010 № 682, запросы в интересах осуществления исполнительного производства сведений о должнике или его имуществе, подготовленные и направленные судебным приставом-исполнителем в форме электронного документа в регистрирующие органы, кредитные и иные организации, а также ответы на них, поступившие в форме электронного документа, сохраняются с их электронных регистрационных карточек (ЭРК) в базе данных Программного комплекса отдела судебных приставов (ПК ОСП) структурного подразделения без создания и оформления на бумаге соответствующей им печатной формы. ЭРК указанных документов связываются с ЭРК основного документа соответствующего специального дела, их даты и регистрационные номера фиксируются во внутренней описи этого дела с примечанием «электронный документ».
На этом основании суд сделал вывод о том, внутренняя опись, составляемая на бумажном носителе, содержит сведения об имеющихся в материалах дела документах. В связи с этим сбой в работе электронных программ не мог повлиять на сохранность существующих на бумажных носителях материалов исполнительного производства, а также на возможность передачи этих материалов для ознакомления взыскателю.
По мнению суда, в данном случае судебный пристав по существу отказала взыскателю в реализации права, сославшись на технические причины.
Арбитражный суд Северо-Западного округа оставил без изменения решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда, а кассационную жалобу судебного пристава Киришского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области - без удовлетворения.
Источник: Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации / Электронное правосудие по экономическим спорам
http://www.arbitr.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий