В начале 1980-х годов архивист Массачусетского технологического института (MIT) Хелен Вилла Сэмюэлс (Helen Willa Samuels, https://en.wikipedia.org/wiki/Helen_Willa_Samuels ) опубликовала серию эссе, которые потрясли всю архивно-документационную отрасль. Архивистов с давних пор учили собирать и описывать документы, которые организации или отдельные лица передают им на ответственное хранение. Но Сэмюэлс указала на нечто неприятное: такого подхода было недостаточно.
Мой комментарий: Конечно, слова о «потрясении» - гипербола. На самом деле я практически не встречала в современной отраслевой англоязычной литературе упоминаний о Хелен Сэмюэлс (на фото) … За все годы существования моего блога её имя «всплыло» лишь однажды – здесь: http://rusrim.blogspot.com/2016/05/blog-post.html
В своей статье «Кто контролирует прошлое …» (Who Controls the Past), опубликованной весной 1986 года во втором номере 49 тома журнала «Американский Архивист» (American Archivist, стр.109-124, см. https://american-archivist.kglmeridian.com/view/journals/aarc/49/2/article-p109.xml , прямая ссылка на PDF-файл: https://american-archivist.kglmeridian.com/downloadpdf/view/journals/aarc/49/2/article-p109.pdf ), Сэмюэлс предложила идею «стратегии документирования» (documentation strategy) как дополняющую хорошо известные архивистам политики формирования фондов отдельных архивных учреждений (collection / acquisition policy); и ограниченные во времени тематические проекты документирования (collecting project) – например, значимых вопросов или событий, - реализуемые силами нескольких архивных учреждений, посредством сбора уже существующих документов.
Цитируя Сэмюэлс, «Стратегия документирования – это план, разработанный для обеспечения документирования длящейся проблемы, продолжающейся деятельности или географической области (например, документирование деятельности правительства штата Нью-Йорк, деятельности профсоюзов в США, влияния технологий на окружающую среду). Стратегия обычно разрабатывается, продвигается и частично реализуется посредством постоянно действующего механизма, охватывающего создателей документов, специалистов по управлению документами и информацией (включая архивистов) и пользователей. Стратегия документирования реализуется посредством совместных усилий ряда учреждений и отдельных лиц, влияющих как на создание документов, так и на архивное хранение части этих документов. Стратегия совершенствуется в качестве реакции на меняющиеся условия и точки зрения.»
И далее: «Стратегия документирования охватывает четыре направления деятельности:
- выбор и определение темы для документирования,
- отбор консультантов и определение места реализации стратегии,
- определение потребностей в документировании и изучение формы и содержания имеющейся документации,
- отбор и размещение документации.»
Инновационным в предложенном Сэмюэлс подходе была активная коллективная роль архивов в формировании коллекций, с акцентом не на захват документов, уже созданных одним учреждением или лицом, а на достаточно полное документирование вопроса с привлечением ряда учреждений и лиц (отобранных/не отобранных; по каким-либо разумным критериям). Однако при этом возникает проблема – архив в таком случае перестаёт быть пассивных доверенным хранителем получаемых от источника комплектования документов; и начинает формировать коллекцию отчасти по музейному принципу, ввиду чего встаёт вопрос о доверии к такой (возможно, необъективно сформированной или неполной по своему охвату) коллекции. В последние годы можно было наблюдать, как национальные архивы ряда стран использовали похожие подходы для сохранения памяти о значимых для страны событиях – Олимпийских играх, войнах и т.п.
Современное общество создаёт расползающуюся во все стороны, фрагментированную и недолговечную документацию. Ни один архив не может и надеяться собрать её всю, а пассивное ожидание дарителей или передачи документов от источников комплектования означало бы, что целые области общественной жизни исчезнут, оставшись незадокументированными. В качестве решения Сэмюэлс предложила использовать «стратегию документирования» (documentation strategy).
Оригинальная идея
Сэмюэлс объясняла, что стратегия документирования - это не план сбора документов одним архивным учреждением. Это коллективный подход всего общества к документированию проблемы, вида деятельности или определённого сообщества.
Соответствующие шаги выглядят обманчиво простыми:
- Выбрать подлежащую документированию предметную область или проблему - например, трудовые отношения, научные исследования или деятельность экологических активистов;
- Составить карту функций, участников и процессов, которые генерируют документы- это могут быть, например, государственные учреждения, правозащитные группы, корпорации и сообщества;
- Оценить существующую документацию и выявить пробелы в ней.
- Расставить приоритеты в отношении того, что необходимо захватить для создания полной и сбалансированной картины;
- Координировать обязанности вовлечённых архивных учреждений, чтобы обеспечить сохранение всей картины, а не только её отдельных фрагментов.
Ключевая идея заключалась в фокусировании внимания на функциях и действиях, а не только на организациях. Если, например, ставилась задача документирования экологического регулирования, то стратегия должна была охватывать не только дела и документы регулирующего органа, но также и отраслевые документы, научные отчеты, обращения граждан и сиюминутные материалы активистов.
Это был радикальный отход от комплектования по принципу «подождём и увидим». Использование стратегий документирования позволяло архивистам действовать на опережение и занять активную позицию, совместно [с создателями документов и иными заинтересованными лицами – Н.Х.] решая, какие материалы являются важными и как обеспечить их выживание.
Почему это было важно
Предложенный Сэмюэлс подход было как практичным, так и политическим. С практической точки зрения он признавал ограниченность ресурсов: ни один архив не может хранить всё, поэтому отбор должен быть осознанным. С политической точки зрения данная идея была направлено на демократизацию документирования. Задавая вопрос о том, кто является игроками в данной предметной области, архивисты могли избежать риска того, что их внимание будет уделено только влиятельным учреждениям; и обратиться к голосам сообществ и движений, участвовавших в формировавших той же истории.
Мой комментарий: Такие подходы к сохранению памяти имеют право на существование, но формируемые агрегации материалов уже нельзя, строго говоря, классифицировать как «архивы». Это музейные коллекции, в отношении которых требования и ожидания иные – и к ним иной уровень доверия, а также иной является юридическая и доказательная сила у входящих в их состав документов.
Идея стратегии документирования повлияла на более поздние подходы, такие как «макроэкспертиза ценности» (macroappraisal, https://www.bac-lac.gc.ca/eng/services/government-information-resources/disposition/Documents/MacroappraisalPartA.pdf ) в Канаде, - и продолжает упоминаться всякий раз, когда архивисты сталкиваются с большими объёмами и запутанными процессами создания документов.
(Продолжение следует, см. http://rusrim.blogspot.com/2025/10/2_01360895845.html )
Эндрю Поттер (Andrew Potter)
Источник: сайт Substack
https://metaarchivist.substack.com/p/from-documentation-strategy-to-design




Комментариев нет:
Отправить комментарий