пятница, 19 сентября 2025 г.

Защита персональных данных в архивах: Навигация между этичностью и доступностью

Данная заметка архивиста и консультанта Марго Ноут (Margot Note – на фото) была опубликована 11 августа 2025 года на сайте компании Lucidea.

Архивы традиционно обращали основное внимание на обеспечении сохранности исторических документов и их доступности, а также на поддержании целостности коллекций. Однако в цифровую эпоху моральная ответственность архивистов стала более сложным вопросом.

С ростом объёма персональных данных в изначально-электронных и оцифрованных коллекциях архивистам приходится искать баланс между доступом и защитой персональных данных, проявляя осторожность, предусмотрительность и ясность этических принципов. 

Расширяющееся толкование «защиты персональных данных» в архивных коллекциях

Проблема защиты персональных данных (ПДн) в архивах никогда не была простой, но в последние годы она приобрела новые масштабы. Исторически задача защиты ПДн решалась посредством ограничения доступа к высококонфиденциальным медицинским, финансовым и юридическим документам, особенно касающимся живых людей. Сегодня, однако, беспокойство по поводу неприкосновенности частной жизни и возможной слежки также вызывают электронная переписка, метаданные, социальные сети, биометрические данные и сведения о геолокации.

Защита ПДн в архивных коллекциях особенно сложна, поскольку персональные данные часто содержатся в материалах, изначально не предназначавшихся для публичного доступа. Изначально-электронные коллекции, такие как жёсткие диски, облачные хранилища или документы об использовании цифровой связи, часто содержат перекрывающиеся слои общедоступной и конфиденциальной информации. Дарители архивных документов могут не знать, что конкретно они передают на архивное хранение, и архивисты могут обнаружить, что у них имеется высококонфиденциальная информация, которая никогда не предназначалась для долговременного хранения, не говоря уже о предоставлении к ней доступа другим лицам.

Этичное курирование электронных архивов

Переход на цифровые технологии заставил архивистов справляться с новыми обязанностями в отношении курирования персональных данных. Этичная архивная практика теперь включает обеспечение того, что обработка, хранение электронных документов и доступ к ним осуществляются способами, защищающими неприкосновенность частной жизни физических лиц и одновременно сохраняющими целостность исторических документов.

Архивистам следует начинать обеспечение зашиты ПДн со стадии комплектования архивов. Архивистам следует разработать соглашения с дарителями (донорами), содержащие чёткие положения о персональных данных, о неприкосновенности частной жизни третьих лиц и политике цензурирования. Архивисты также используют программное обеспечение для интеллектуального анализа данных и платформы цифровой криминалистики - для выявления конфиденциального контента и принятия обоснованных решений об ограничениях доступа.

Одних только технологических решений, однако, недостаточно. Этичное принятие решений требует от архивистов принимать во внимание обстоятельства, в котором были созданы документы, и потенциальные последствия их раскрытия.

Например, архивистам следует рассматривать такие вопросы, как:

  • Кому может быть причинён вред в случае, если к документу будет открыт публичный доступ?

  • Кто получает выгоду от доступа к архивным материалам (см. также пост https://lucidea.com/blog/improve-access-archival-materials/ )?

  • Какие обязательства несут архивы перед лицами, представленными в коллекции, особенно если эти лица не знают о том, что их данные включены в коллекции?

Балансирование между доступом и защитой ПДн в архивах

В основе проблемы лежит фундаментальное противоречие: архивы построены на принципе доступности, однако защита ПДн требует введения ограничений. Разрешение этого противоречия требует индивидуального подхода, в рамках которого приоритетное значение имеют вдумчивая экспертиза ценности, содержательный обмен мнениями с дарителями и консультации с общественностью.

Архивистам следует понимать, что неограниченный доступ к цифровым коллекциям иногда может привести к непреднамеренному раскрытию персональных данных, таких как домашние адреса, переписка по сугубо личным вопросам или информация об уязвимых группах населения. Находящиеся в публичном доступе коллекции могут быть скопированы агрегаторами данных, неправомерно использованы злоумышленниками или же использованы в качестве оружия способами, противоречащими предназначению архивов.

Архивы вводят политики доступа, обеспечивающие многоуровневую систему предоставления доступа или отложенный доступ с целью снижения этих рисков. В некоторых случаях доступ к коллекциям может быть закрыт на определенный период времени или же предоставляться только при личном посещении архива. В других случаях используется контролируемый доступ, когда исследователи запрашивают определенные документы, а сотрудники предоставляют им отцензурированные версии или контекстную информацию в интересах защиты ПДн.

Подобные решения отражают приверженность этическим принципам. Архивы всё чаще рассматриваются не только как хранилища материалов, но и как инструменты обеспечения подотчётности. Такой подход подразумевает подотчетность и перед лицами, сведения о которых представлены в документах, - а не только перед исследователями, которые эти документы используют.

Архивы сообществ: Модель информированного согласия


Увеличение числа архивов сообществ (community archives) также повлияло на дискуссии по поводу обеспечения защиты ПДн. В отличие от традиционных архивных хранилищ, которые часто удалены от тех, у кого собирают материалы, архивы сообществ тесно сотрудничают с отдельными лицами и группами, решая задачу сохранения их жизненного опыта. Такие архивы служат моделью применения практик на основе согласия, прозрачности и сотрудничества, которым могут поучиться более крупные архивные учреждения.

В подобных условиях работа по защите ПДн связана с исполнением законодательно-нормативных требований и с доверием. Дарители (доноры) и участники сообществ вовлекаются в принятие решений о том, каким образом их материалы описываются, как к ним предоставляется доступ, и как они распространяются. Такая модель, предусматривающее вовлечение представителей сообщества (participatory model), представляет собой более этичный подход к защите ПДн, особенно при работе с маргинализированными сообществами, которые исторически подвергались слежке, сведения о которых подавались в искажённом виде или вообще не сохранялись в институциональных архивах.

На пути к культуре этического осмысления

Современная архивная этика требует наличия культуры постоянного этического осмысления. Архивистам следует регулярно оценивать свои политики, критически оценивать свои предположения и реагировать на меняющиеся нормы, касающиеся защиты ПДн и технологий. Руководством в этом вопросе могут послужить профессиональные кодексы этики, такие как кодексы этики Общества американских архивистов (Society of American Archivists, SAA) и Международного совета архивов.

Защита ПДн в архивах представляет собой как техническую, так и моральную проблему. Архивистам доверены курирование исторической памяти и защита людей. Выполнение этой обязанности требует скромности, бдительности и приверженности этическим нормам. По мере распространения электронных документов и усиления угроз для неприкосновенности частной жизни и для ПДн, архивная профессия должна продолжать эволюционировать, рассматривая человеческое достоинство в качестве одной из главных ценностей в своей работе.

Часто задаваемые вопросы: Защита ПДн в архивных коллекциях

Что такое защита ПДн в архивах?


Защита персональных данных в архивных коллекциях и фондах означает защиту чувствительной личной информации, содержащейся в архивных материалах. Сюда входит управление доступом и обработка этих данных таким образом, чтобы уважать неприкосновенность частной жизни отдельных лиц при одновременном обеспечении сохранности документированной истории.

Почему вопрос защиты ПДн в архивах становится всё более важным?


Вопрос защиты ПДн приобрёл особое значение в связи с ростом объёмов изначально-электронных и оцифрованных документов, в состав которых часто входят личные электронные письма, метаданные, контент социальных сетей и другая чувствительная информация. Такое расширение [охвата архивных коллекций – Н.Х.] создает новые риски для неприкосновенности частной жизни и новые этические проблемы для архивистов.

Как архивисты защищают ПДн в электронных коллекциях?

Архивисты могут защищать персональные данные посредством четко сформулированных соглашений с дарителями (донорами), политик цензурирования, использования инструментов цифровой криминалистики и методов контролируемого доступа, таких как многоуровневый, отложенный или опосредованный доступ к чувствительным материалам.

Могут ли электронные архивы ограничивать доступ к чувствительным материалам?

Да. Чтобы сбалансировать потребности в прозрачность и в защите неприкосновенности частной жизни, архивы могут ограничивать доступ, временно закрывая коллекции, разрешая использование документов только при личном посещении архива либо предоставляя по запросу отцензурированные версии, - обеспечивая тем самым то, что конфиденциальная информация не будет неправомерно раскрыта.

Мой комментарий: Ограничить доступ к фондам не проблема (и многие архивы с удовольствием это сделают); проблемой – в первую очередь для государственных и муниципальных архивов - является то, что это необходимо делать законным образом. Бывают ситуации, когда по закону пользователь имеет право получить определённые документы, но архивисты знают (с учётом тематики запроса и/или личности пользователя), что он может использовать их во вред отдельным людям или обществу в целом, - и вынуждены брать на себя риски и ответственность за ограничения доступа.

Марго Ноут (Margot Note)

Источник: сайт компании Lucidea
https://lucidea.com/blog/data-privacy-in-archives/ 

Правила предоставления кредитной организацией сведений по запросу уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ

Правительство Российской Федерации постановлением от 30 августа 2025 года №1344 утвердило «Правила предоставления кредитной организацией сведений с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия по запросу уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации».

Для справки: Федеральный закон от 1 апреля 2025 года №41-ФЗ «О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнил федеральный закон «О банках и банковской деятельности» дополнил ст. 9 «Отношения между кредитной организацией и государством» частью десятой:

Кредитная организация обязана в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, предоставить уполномоченному государственному органу, осуществляющему оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, запрошенные указанным органом сведения с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в сроки, порядке, составе и формате, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России.

Данная норма вступила в силу с 1 сентября 2025 года.

Кредитные организации в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Правил осуществляют подключение к единой системе межведомственного электронного взаимодействия и обеспечивают техническую готовность к взаимодействию с уполномоченным государственным органом.

Кредитные организации, осуществляющие информационное взаимодействие на основании соглашения с уполномоченным органом иными способами обмена электронными документами, исполняют требования по предоставлению сведений с использованием таких способов и в срок, не превышающий 6 месяцев со дня получения от уполномоченного органа информации о его технической готовности к осуществлению обмена с ней документами в машиночитаемом формате с использованием системы взаимодействия осуществляют подключение к ней.

Постановление вступает в силу с 1 марта 2026 года.

Сведения по запросу предоставляются кредитной организацией в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и другими федеральными законами. Они предоставляются на безвозмездной основе (п.2).

При получении направленного посредством «единой СМЭВ» запроса уполномоченного органа, сформированного в машиночитаемом формате, подписанного УКЭП должностного лица уполномоченного органа и содержащего (п.3):

  • Наименование уполномоченного органа; 

  • Дату направления запроса и номер запроса;

  • Сведения о должностном лице, подготовившем и направившем запрос (должность, ФИО (при наличии);

  • Номер служебного телефона и (или) адрес электронной почты для связи;

  • Правовое основание для направления запроса;

  • Сведения по операциям, счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц.

В случае поступления запроса, направленного с нарушением этих требований, кредитная организация возвращает его без рассмотрения с указанием причин возврата и нарушений.

Кредитная организация формирует в машиночитаемом формате ответ на запрос и направляет его, подписанный УКЭП кредитной организации, посредством СМЭВ.

Передача ответа осуществляется в формате электронного сообщения в соответствии с техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в СМЭВ (п.4).

Кредитная организация направляет ответ на запрос в соответствии со сроками, предусмотренными статьей 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (п.5).

Мой комментарий: В статье 26 я не нашла конкретных сроков, которые должны быть соблюдены :)

В случае возникновения технических неполадок или иных обстоятельств, препятствующих своевременному предоставлению сведений, кредитная организация незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному органу, направившему запрос, с указанием предполагаемого срока устранения таких неполадок или обстоятельств и предоставления запрашиваемых сведений, а также направляет информацию о таких технических неполадках в федеральную государственную информационную систему «Федеральный ситуационный центр электронного правительства» (п.6).

Для справки: Федеральная государственная информационная система «Федеральный ситуационный центр электронного правительства» предназначается для повышения качества взаимодействия информационных систем, входящих в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (далее — инфраструктура взаимодействия), и информационных систем, использующих инфраструктуру взаимодействия, а также для обеспечения управления качеством обслуживания пользователей инфраструктуры взаимодействия, непрерывностью и доступностью услуг и сервисов инфраструктуры взаимодействия, формирования отчетности о ее работе, управления информационной безопасностью и управления инцидентами в работе инфраструктуры взаимодействия см.: https://digital.gov.ru/information-systems/informaczionnaya-sistema-3 ).

Ответ кредитной организации должен содержать указанные в запросе сведения. В случае если физическое лицо (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), сведения о котором запрошены, не имеет и (или) не имело счетов и вкладов в кредитной организации, а также в случае отсутствия отдельных сведений, указанных в запросе, ответ кредитной организации содержит указание об их отсутствии (п.7).

Кредитная организация несет ответственность за полноту и достоверность сведений, предоставляемых по запросу, в соответствии с законодательством РФ, за исключением сведений, предоставленных кредитной организации клиентом, в отношении которых кредитная организация не несет обязанностей по проверке (п.8).

Сведения, предоставляемые кредитной организацией по запросу уполномоченного органа, включают в себя (п.9) сведения:

  • О счетах и вкладах физического лица (индивидуального предпринимателя или юридического лица);

  • Об операциях по счетам и вкладам, совершаемым, в том числе, с использованием электронных средств платежа, включая дату, время, сумму, назначение платежа, идентификатор платежа, номер счета и (или) номер (идентификатор) электронного средства платежа, в том числе получателя платежа (при наличии), включая идентификатор платежа, способ совершения операции (банкомат, мобильное приложение, сайт в сети «Интернет»);

  • О месте и времени выдачи наличных денежных средств со счета, вклада клиента, включая номера банкоматов, отделений банка и их расположение;

  • О месте открытия счета, совершение операций по которому производится с использованием электронного средства платежа;

  • О телефонных номерах, оплата услуг связи по которым совершается со счетов с использованием электронного средства платежа;

  • О физических и юридических лицах, пополнявших счет, совершение операций по которому производится с использованием электронного средства платежа наличными деньгами или путем безналичных расчетов, включая (при наличии) фамилию, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства, номер счета физического лица, телефонные номера, привязанные к счету физического лица, наименование, место нахождения и адрес, номер счета юридического лица, абонентские номера, привязанные к счету юридического лица;

  • Об участии физического лица (индивидуального предпринимателя или юридического лица) в брокерской деятельности (при наличии), включая сведения о покупке и (или) продаже ценных бумаг;

  • О сейфовых ячейках, взятых в аренду.

Мой комментарий: В данном случае Правительством РФ регламентировано не столько взаимодействие кредитных организаций и уполномоченного органа, сколько содержание самих запросов.

Как отдельный вид запроса выделен запрос уполномоченного органа. Для исполнения установленных требований кредитным организациям, с моей точки зрения, потребуется проанализировать текущий порядок работы с такими запросами, выявить и реализовать необходимые изменения - начиная с порядка регистрации подобных запросов.

Содержание запроса можно разделить на две части:

  • Сведения, наличие которых в запросе обязательно по закону, и которые позволяют обеспечить юридическую его правомочность;

  • Перечень запрашиваемых у кредитных организаций сведений.

Перечень сведений, которые кредитная организация теперь обязана предоставлять просто завораживает. Чего только стоят «сведения о месте и времени выдачи наличных денежных средств со счета, вклада клиента, включая номера банкоматов, отделений банка и их расположение». В данном случае возникает серьезный вопрос о том, в течение каких сроков банки хранят эту информацию - понятно, что данные по счетам хранятся постоянно, но возникают вопросы в отношении данных по операциям в банкоматах, да ещё с привязкой к каждому конкретному устройству (включая данные видеофиксации).

Для справки: Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в статье 13 «Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность» установил, что на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

  • органов внутренних дел Российской Федерации;

  • органов федеральной службы безопасности;

  • федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;

  • таможенных органов Российской Федерации;

  • службы внешней разведки Российской Федерации;

  • федеральной службы исполнения наказаний.

Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=513626

четверг, 18 сентября 2025 г.

В самых тихих уголках судов Китая идёт работа по документированию всего, что касается справедливости и правосудия, часть 5

(Окончание предыдущую часть см. https://rusrim.blogspot.com/2025/09/4.html )

5. Создавая новую главу истории судебных архивов на основе верховенства права

Интервью с деканом и профессором Института верховенства права и государственного управления Китайского университета политических наук и права Чжао Пэном  (赵鹏, Zhao Peng - на фото).

Корр.: Профессор Чжао, не могли бы Вы сначала рассказать о роли судебных архивов в развитии верховенства права?

Чжао Пэн: Судебные архивы детально документируют ход судебного процесса, доказательства, результаты судебных заседаний и иную информацию по каждому судебному делу. 

С одной стороны, судебные архивы являются непосредственной и наиболее надёжной основой для анализа и пересмотра конкретных судебных дел, защищая законные права и интересы сторон и поддерживая авторитет и справедливость судебной системы. 

С другой стороны, большой массив судебных архивных документов может отражать применение законов, правовую среду в обществе и проблемы в судебной практике в определенный период времени. 

Изучая и анализируя судебные архивные документы, законодательные органы могут выявлять недостатки в практическом применении правовых положений, а затем пересматривать и совершенствовать их. Судебные органы могут обобщать опыт судебных разбирательств, стандартизировать практику судебного разбирательства и повышать эффективность и качество деятельности судов; а исследователи в области права могут черпать из судебных архивов богатый исследовательский материал, который содействует развитию теории права. 

Можно сказать, что судебные архивы являются краеугольным камнем верховенства права, будучи свидетелями его развитии и играя незаменимую роль в содействии всеобъемлющему верховенству права.

Корр.: С юридической точки зрения, как проходила эволюция архивного дела в Китае, и, в частности, как эволюционировали судебные архивы?

Чжао Пэн: Развитие архивного дела в Китае тесно связано с потребностями соответствующих периодов времени. Вначале архивное дело в значительной степени основывалось на традиционном ручном управлении документами, и судебная сфера не была исключением. Сбор, упорядочение, хранение и предоставление доступа к судебным архивным документам зависели от ручного труда, что приводило к низкой эффективности и к отсутствию всестороннего институционального регулирования. 

По мере развития общества, с увеличением сложности экономической деятельности и количества судебных дел, традиционные методы управления архивными документами становились всё более неадекватными. На этом фоне постепенно продвигалась работа по законодательно-нормативному регулированию архивного дела. Новая редакция Закона об архивах (《中华人民共和国档案法》, см. https://www.gov.cn/xinwen/2020-06/21/content_5520875.htm ), официально вступившая в силу 1 января 2021 года, знаменует собой важную веху в развитии архивного дела в стране. 

Закон об архивах устанавливает принцип «единого руководства и иерархического управления» в архивном деле, разъясняет обязанности органов управления архивным делом всех уровней, обязанности муниципальных органов и различных организаций, занимающихся архивным делом, а также устанавливает всестороннюю систему ответственности за управление архивами и архивными документами. 

Всё это в равной степени относится и к судебным архивам, делая управление ими более стандартизированным и упорядоченным. Подзаконные нормативные акты, устанавливающие порядок применения Закона об архивах, дополнительно уточняют положения закона, повышая операционную эффективность системы и уточняя конкретные требования к сбору, упорядочению, хранению и использованию архивных материалов. Эти нормативные акты содержат конкретные рекомендации по оперативной работе архивов судов, способствуя её развитию в направлении стандартизации и регламентации.

Корр.: С какими проблемами, по вашему мнению, в настоящее время сталкивается архивное дело в судах в плане развития верховенства права, и как их следует решать?

Чжао Пэн: В настоящее время развитие архивного дела в судах идёт неравномерно в разных регионах и в различных судах. В некоторых развитых регионах суды вышли на высокий уровень архивной информатизации, обеспечивающий возможность онлайн-доступа и эффективное управление электронными архивными документами. Однако некоторые местные суды, возможности которых ограничены различными факторами, такими как нехватка финансирования, технологий и кадров, отстают в плане информатизации архивной работы и с трудом адаптируются к потребностям судебной практики в цифровую эпоху.

Для решения этих проблем нам необходимо, прежде всего, дальнейшее совершенствование систем управления архивами. В частности, необходимо уточнить сферу охвата и стандарты архивирования судебных архивов с учетом новых особенностей и требований судебной работы, а также разработать руководства по архивированию для новых типов доказательств, чтобы обеспечить целостность и точность судебных архивов. 

Во-вторых, нам необходимо укрепить систему безопасности при открытом доступе к архивным документам: 

  • Необходимо ускорить создание более научно обоснованного и строгого механизма экспертизы возможности открытого доступа к архивным документам, привлекая к этому процессу профессиональных юристов и технических специалистов; 

  • Следует и дальше наращивать инвестиции в технологии, применять передовые технологии шифрования, управления доступом и анализа больших данных для категоризации и управления архивной информацией, - а также вести мониторинг рисков, достигая динамического баланса между безопасностью и доступностью; 

  • Следует добиваться усиления поддержки информатизации судебных архивов на низовом уровне. 

Благодаря политической и финансовой поддержке, а также технической подготовке, мы можем сократить различия между регионами и учреждениями и способствовать сбалансированному развитию информатизации судебных архивов.

Корр.: На каких других ключевых направлениях деятельности и инновационных мерах стоит сосредоточить внимание с целью содействия повышению качества работы судебных архивов в рамках верховенства права?

Чжао Пэн: Повышению качества работы судебных архивов можно способствовать по следующим основным направлениям: 

  • Следует продолжить укрепление межведомственного и межрегионального обмена информацией и сотрудничества судебных архивов. Создав более всестороннюю и безопасную платформу обмена информацией, мы сможем устранить барьеры для обмена информацией и добиться интероперабельности судебных архивов; 

  • Следует сосредоточить внимание на изучении культурной ценности судебных архивов и повышении осведомлённости о ней. Судебные архивы – это не только документация деловой деятельности, но и ценное культурное наследие. Мы можем использовать различные методы и средства для того, чтобы продемонстрировать общественности развитие судебной системы и красоту правовой культуры, повышая её осведомлённость общественности о верховенстве права и их культурной самобытности; 

  • Нужно усилить пропаганду и подготовку кадров в плане верховенства права в архивах. Мы должны активизировать популяризацию архивного законодательства и нормативных актов, чтобы сотрудники судебных органов в полной мере понимали важность деятельности судебных архивов и их ответственность, и сознательно соблюдали правила управления архивами. В то же время мы будем улучшать подготовку архивных специалистов, в особенности специалистов, имеющих всесторонние познания как в области права, так и в вопросах управления архивами и информационных технологий, - чтобы создать прочную кадровую базу для развития архивного дела в судах. 

Используя подобные инновационные меры, народные суды, несомненно, смогут способствовать развитию архивного дела в судах на основе верховенства права, достижению более высокого качества работы и внесению судебными архивами большего вклада в построение верховенства права в Китае.

Интервью брал корреспондент Лю Цзе  (刘洁)

Источник: «Женьминь фаюаньбао» (People's Court Daily人民法院报 )
https://www.163.com/dy/article/K5LK5GPJ051486CM.html 

Утверждены нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок заключения договоров социального банковского вклада и социального банковского счета

Правительство РФ постановлением от 14 июля 2025 года №1060 утвердило согласованные с Банком России:

  • Особенности заключения (продления) договора социального банковского вклада, заключения договора социального банковского счета, их изменения и расторжения;

  • Правила подачи заявления гражданина на оформление договора социального банковского вклада и договора социального банковского счета и проверки гражданина на его соответствие требованиям, установленным частью первой статьи 36.3 и частью первой статьи 36.4 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

  • Правила ведения Реестра социальных банковских счетов и социальных банковских вкладов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;

  • Перечень мер социальной защиты (поддержки), получатели которых вправе заключать договоры социального банковского вклада и договоры социального банковского счета.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и будет действовать до 30 июня 2031 года. Положения постановления применяются в отношении системно значимых кредитных организаций со дня его вступления в силу, в отношении иных кредитных организаций - с 1 января 2027 года.

Положения документа «Особенности заключения (продления) договора социального банковского вклада, заключения договора социального банковского счета, их изменения и расторжения» в части подписания гражданами договоров простой электронной подписью, ключ которой получен при личной явке в соответствии с «Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг», применяются до 1 июля 2027 года.

Мой комментарий: Федеральный закон от 22 июля 2024 года №202-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»» предусматривает с 1 июля 2025 года создание особых банковских продуктов - социального банковского счета и социального банковского вклада. Для работы с ними создана нормативно-правовая база.

Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=510806

среда, 17 сентября 2025 г.

В самых тихих уголках судов Китая идёт работа по документированию всего, что касается справедливости и правосудия, часть 4

(Продолжение, предыдущую часть см. http://rusrim.blogspot.com/2025/09/3.html )

4. Использование архивов для продолжения исторической линии развития судебной системы

Интервью с Вэй Вэй (韦炜, Wei Wei - на фото), заместителем секретаря парткома и заместителем председателя Народного суда промежуточной инстанции города Сучжоу, провинция Цзянсу (江苏省苏州市中级人民法院).

Корр.: Архивы – это живая история. Как один из ведущих городов страны в плане истории и культуры, город Сучжоу (苏州市) может похвастаться богатым историческим и культурным наследием. Как деятельность архивов используется вами для сохранения истории?

Вэй Вэй: В последние годы Народный суд промежуточной инстанции города Сучжоу неукоснительно выполняет важные указания и инструкции Генерального секретаря Си Цзиньпина по архивному делу, включив вопросы управления архивами в «Регламенте судебной и административной работы народных судов» (人民法院司法政务工作规范) – первый в Китае муниципальный стандарт судебной и административной работы судов, разработанный и изданный нами. 

Мой комментарий: Речь идёт о стандарте DB 3205/T1046-2022 «Регламент судебной и административной работы народных судов» ( 人民法院司法政务工作规范 , самоназвание на английском языке: Specification for judicial administration of people's court), объёмом 27 страниц, см. https://www.doc88.com/p-97539132132984.html 

Эти усилия привели к глубокой модернизации архивного дела в народных судах в новую эпоху. В мае 2023 года состоялось официальное открытие для публики Выставочного зала истории Народного суда промежуточной инстанции города Сучжоу. За полтора года работы было собрано и упорядочено более 3 тысяч исторических материалов за период со времени основания суда. 

Эти материалы, - представленные в различных форматах, включая физические объекты, изображения, тексты и видеоматериалы, - рассказывают о славной истории и пути развития судов Сучжоу. Эти драгоценные реликвии служат не только важными инструментами и аутентичными свидетелями социального развития, но и воплощением мудрости и духа самоотверженных усилий, инноваций и прогресса в деятельности суда.

С момента открытия зал принял тысячи посетителей и исследователей, став ключевой платформой для демонстрации и распространения правовой и архивной культуры Сучжоу. Выставочный зал суда был признан образцовым местом развития правовой культуры в Сучжоу, местом для проведения в Сучжоу очного обучения всесторонней концепции национальной безопасности и одним из центров обучения политической лояльности второго уровня в рамках политической и правовой системы города.

Корр.: Каких успехов вы достигли в выявлении, преобразовании и использовании исторических материалов? Каким опытом вы можете поделиться?


Вэй Вэй: Начиная с 2021 года Народный суд промежуточной инстанции Сучжоу мобилизует сотрудников архивных служб судов по всему городу на систематическое изучение и систематизацию архивов судебных разбирательств в Сучжоу с момента основания Китайской Народной Республики. 

В состав подготовленного нами сборника «Эхо правосудия: Сборник архивных документов судебных дел судов Сучжоу за период 1949-2021 годов» (正义的回响——苏州法院司法案件档案拾萃1949-2021) вошли важные архивные документы, относящиеся к ста знаковым судебным разбирательствам. Данная книга, показывающая перипетии экономического и социального развития Сучжоу в прошлом веке через призму судебной практики, стремится пробудить накопленную со временем силу идей. Книга заняла второе место в конкурсе на премию Архивного управления провинции Цзянсу «За выдающиеся достижения в области культуры», став единственным архивным исследовательским проектом судебной системы провинции, который был удостоен такой награды. Кроме того, Народный суд промежуточной инстанции Сучжоу активизировал свои усилия по сбору и изучению обширного массива документов и архивных документов, подготовив ряд высококачественных архивных исследований, включая «Впечатления о правосудии: Сокровищница исторических образов судов Сучжоу» (正义的印象——苏州法院历史影像拾珍) и «Коллекция архивных фотографий здания Народного суда промежуточной инстанции Сучжоу» (苏州市中级人民法院审判大楼照片档案集锦).

Корр.: Как вы планируете в дальнейшем изучать исторические судебные архивы?

Вэй Вэй: В качестве инструмента, дополняющего документальные и исторические материалы, мы запустили проект «Устная история суда» (口述院史), в рамках которого мы берем интервью у ушедших на пенсию председателей судов Сучжоу и других лиц. Мы документируем связанных с судами людей, события и настроения с помощью текстуальных и видеоматериалов, собирая из первых рук более достоверные и яркие материалы для дальнейшего архивирования и сохранения истории судов Сучжоу.

В дальнейшем мы продолжим документировать и сохранять яркие примеры судебной практики судов по всему городу, отражающее их служение общему благу и благу народа, - а также изучать и использовать ценные исторические судебные архивные документы. Мы намерены постоянно укреплять основы архивного дела, повышать качество и эффективность услуг по использованию архивных материалов, а также регулярно собирать и систематизировать исторические материалы. Мы будем использовать архивные документы как свидетельства модернизации Китая и продолжения исторического пути развития судебной системы, стремясь вписать новую главу в развитие высококачественных судебных архивов в судах Сучжоу.

(Окончание следует, см. https://rusrim.blogspot.com/2025/09/5.html )

Интервью брал корреспондент Лю Цзе  (刘洁)

Источник: «Женьминь фаюаньбао» (People's Court Daily人民法院报 )
https://www.163.com/dy/article/K5LK5GPJ051486CM.html 


Судебная практика: Спор о признании ничтожности кредитного договора пошел на второй круг, часть 3

(Окончание, предыдущую часть см. http://rusrim.blogspot.com/2025/09/2_01157625834.html )

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации в апреле 2025 г. кассационное представление с делом передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Позиция Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в июне 2025 года (№15-КГПР25-1-К1) пришла к выводу, что апелляционное определение и определение суда кассационной инстанции приняты с нарушением норм действующего законодательства, и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.

Суд отметил, что Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 13 октября 2022 г. №2669-О разъяснил, что к числу обстоятельств, при которых кредитной организации в случае дистанционного оформления кредитного договора надлежит принимать повышенные меры предосторожности, следует отнести факт подачи заявки на получение клиентом кредита и незамедлительной выдачи банку распоряжения о перечислении кредитных денежных средств в пользу третьего лица (лиц).

Таким образом, при заключении договора потребительского кредита, а также при предложении дополнительных услуг, оказываемых кредитором и (или) третьими лицами, включая страхование жизни и (или) здоровья заемщика в пользу кредитора, а также иного страхового интереса заемщика, в том числе с помощью электронных либо иных технических средств кредитором до сведения заемщика должна быть своевременно доведена необходимая и достоверная информация об услугах, обеспечивающая возможность их правильного выбора, при этом индивидуальные условия договора потребительского кредита должны быть в обязательном порядке согласованы кредитором и заемщиком индивидуально.

В случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств его письменная форма считается соблюденной, если эти средства позволяют воспроизвести на материальном носителе содержание договора в неизменном виде (в частности, при распечатывании).

Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами или соглашением между участниками электронного взаимодействия, которые должны предусматривать, в том числе, правила определения лица, подписывающего электронный документ, по его простой электронной подписи.

Соответственно, для обеспечения юридической силой документа, подписанного простой электронной подписью, необходимо идентифицировать лицо, которое использует простую электронную подпись, понятие которой в законе определено не только через наличие присущих ей технических признаков - использование кодов, паролей или иных средств, но и через ее функциональные характеристики - необходимость подтверждения факта формирования электронной подписи определенным лицом.

Учитывая изложенное, легитимность электронного документа с простой электронной подписью, содержащего условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, подтверждается наличием указания в нем лица, от имени которого составлен и отправлен электронный документ.

Как было установлено судами, все действия по оформлению заявки, заключению договора потребительского кредита и переводу денежных средств со счета истца в банке «ВТБ» в другой банк со стороны заемщика выполнены одним действием - набором цифрового кода-подтверждения.

При этом суд апелляционной инстанции, по существу, не поставил под сомнение указанные гражданкой обстоятельства заключения кредитного договора от ее имени без ее волеизъявления.

При рассмотрении дела прокурор обращал внимание судебных инстанций на то, что гражданке не была предоставлена надлежащая информация об услуге и условиях кредита, с ней не были согласованы индивидуальные условия договора, включая действия банка по перечислению денег на счет в другом банке.

По мнению прокурора, при таких обстоятельствах банк действовал недобросовестно и неосмотрительно, что привело к моментальному хищению денежных средств третьими лицами, а факт наличия волеизъявления гражданки на распоряжение зачисленными на ее счет денежными средствами ответчиком не доказан.

Названные доводы оценки со стороны суда апелляционной инстанции не получили. Действиям банка как профессионального участника правоотношений с точки зрения добросовестности, разумности и осмотрительности при заключении договора и исполнении обязательств судом апелляционной инстанции правовой оценки также не дано.

Кроме того, судами не было учтено, что при рассмотрении дела сама гражданка давала объяснения относительно того, что ею не совершались действия по заключению кредитного договора с банком, они были совершены иными лицами.

Названные объяснения оставлены без внимания судов, между тем, установив факт заключения банком кредитного договора, суду при таких обстоятельствах надлежало установить и то, с кем именно данный договор был заключен, чтобы иметь возможность сделать вывод его действительности или недействительности.

С учетом изложенного обстоятельствами, подлежащими установлению по делам такой категории, является то:

  • Кем именно была принята публичная оферта банка на заключение кредитного договора;

  • Было ли волеизъявление лица, от имени которого с банком заключен кредитный договор, или данное лицо совершало лишь технические действия, позволившие третьему лицу реализовать свое волеизъявление;

  • В пользу кого банком произведено исполнение обязательств по сделке.

Вышеуказанные фактические обстоятельства совершения сделки имеют существенное значение для правильного разрешения спора, их установление будет способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, что является задачами гражданского судопроизводства в соответствии со ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, судом апелляционной инстанции при постановлении судебных актов допущено неправильное применение норм материального права и не соблюдены требования о законности и обоснованности судебного постановления, что не было исправлено кассационным судом общей юрисдикции. Допущенные нарушения являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что принятые по делу апелляционное определение и постановление суда кассационной инстанции подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия также полагает необходимым обратить внимание на то, что в соответствии с положениями п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожная сделка является таковой по основаниям, установленным законом, независимо от признания ее недействительной судом.

По смыслу п. п. 3 и 4 названной статьи сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо, вправе предъявить требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки; применить такие последствия по своей инициативе суд вправе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.

При этом п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Данные положения закона судам также надлежит учесть при новом рассмотрении дела.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия и определение судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции и направило дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Дело было запланировано к рассмотрению 21 августа 2025 года. Пока что текст решения на сайте суда не размещен.

Источники: Сайт Судебные решения РФ / сайт Верховного суда Мордовской республики/ сайт Первого кассационного суда общей юрисдикции / Консультант Плюс
https://судебныерешения.рф/79959993/extended 
https://судебныерешения.рф/79959993/extended
https://судебныерешения.рф/82700566/extended
http://vs.mor.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=12954161&case_uid=6ca163dc-5150-497e-b2e7-0419246c6cff&delo_id=5&new=5
https://судебныерешения.рф/85443309/extended
https://1kas.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=38454001&case_uid=fd0e2e33-57f1-4399-ac6e-d41928961eda&delo_id=2800001&new=2800001 
https://vs--mor.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=r_juid&vnkod=13OS0000&srv_num=1&delo_id=5&case_type=0&judicial_uid=13RS0023-01-2023-004275-04 
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=CFF85486153E1518657B683CA1648BC5&mode=searchcard&base=ARB&n=859771

вторник, 16 сентября 2025 г.

Неструктурированные данные: Происхождение, эволюция и управление ими, часть 2

(Окончание, начало см. http://rusrim.blogspot.com/2025/09/1_01983497634.html )

Управление неструктурированными данными: Общие стратегии

По мере роста объёма неструктурированных данных, организации применяют несколько высокоуровневых подходов к управлению ими:

Выявление и инвентаризация

Прежде чем управлять контентом или анализировать его, организациям необходимо знать, каким контентом они располагают. Инструменты поиска и выявления сканируют файловые хранилища, облачные хранилища и информационные системы с целью инвентаризации данных. Наличие метаданных, таких как тип файла, создатель и местоположение, способствуют стратегическому управлению данными (Варонис, 2023).

Метаданные, классификация и тегирование

Неструктурированные данные могут быть обогащены метаданными. Автоматизированные инструменты используют обработку естественного языка и распознавание образов для назначения категорий, тем и даже для выявления персональных данных. Данный процесс позволяет из беспорядка создать структуры, и способствует последующему поиску и исполнению законодательно-нормативных требований (Сати, 2012).

Стратегическое управление, управление доступом и безопасность

Подобно структурированным данным, неструктурированный контент также должен быть защищён. Меры управления доступом, шифрование и разрешения на основе ролей применяются даже в отношении контента, представленного в виде набора разнородных файлов. Концепции стратегического управления определяют, кто может получать доступ, изменять или сохранять те или иные типы контента (Varonis, 2023; Data Governance Institute, 2021).

Системы хранения и управления

Неструктурированные данные часто хранятся в файловых системах, облачных хранилищах или в «озерах данных» (data lakes). Системы управления корпоративным контентом (Enterprise Content Management, ECM) поддерживают выполнение правил жизненного цикла, разрешения на доступ и контроль версий. Для крупномасштабных хранилищ неструктурированных данных фирма IBM (2023) рекомендует нереляционные NoSQL-системы и объектные хранилища.

Поиск, индексирование и анализ

Машины поиска и ИИ-инструменты индексируют контент документов для последующего поиска и извлечения. Методы обработки естественного языка (NLP) позволяют извлекать сущности, проводить моделирование тем и резюмирование. Данные методы позволяют выполнять запросы к неструктурированному тексту так же, как и к структурированному (Sathi, 2012).

Управление жизненным циклом

Управление жизненным циклом, от создания до уничтожения, позволяет избежать рисков и утрат. Использование указаний по срокам хранения и действиям по их истечении, автоматическое удаление ставшего ненужным контента и удаление дубликатов экономят место в хранилище и снижают юридические риски (Data Governance Institute, 2021).

Использование аналитики и искусственного интеллекта

Модели машинного обучения (включая генеративный ИИ) способны резюмировать, классифицировать и анализировать большие объёмы контента. Эти модели позволяют получать отдачу от неструктурированных источников, которые, ввиду своих масштабом, не могут быть проанализированы человеком (IBM, 2023).

Отдача от управления неструктурированными данными

Надлежащее управление неструктурированными данными позволяет получать стратегические и оперативные преимущества в масштабах всего предприятия:

  • Повышение эффективности процесса принятия решений. Превращая электронные письма, отчёты и иные документы в доступные для поиска и анализа ресурсы, организации могут извлекать информацию, которая ранее была «закопана». Анализ тенденций для настроений, отслеживание проблем и выявление рисков - всё это можно автоматизировать с помощью анализа неструктурированных данных (Barney et al., 2025).

  • Улучшение исполнения законодательно-нормативных требований и управления рисками. Неуправляемые неструктурированные данные могут стать для компаний источниками юридических, финансовых и репутационных рисков. В документах и электронных письмах часто скрывается чувствительная конфиденциальная информация, такая как персональные данные (PII). Установление степени конфиденциальности и применение мер защиты данных обеспечивают исполнение законодательно-нормативных требований (Varonis, 2023).

  • Повышение эффективности и производительности. Сотрудники нередко теряют время на поиск документов или воссоздание уже существующего контента. Благодаря правильному тегированию/маркировке контента, индексации и управлению доступом, организации могут сократить дублирование и улучшить совместную работу (Data Governance Institute, 2021).

  • Сокращение затрат. Унаследованные хранилища часто содержат годами неиспользуемый контент. Надлежащее управление жизненным циклом неструктурированных данных позволяет организациям архивировать или удалять малоценные материалы, экономя на инфраструктуре и облачных ресурсах (Forbes Tech Council, 2022).

  • Поддержка инноваций. Искусственный интеллект, бизнес-аналитика (business intelligence, BI) и понимание потребностей клиентов всё больше зависят от наличия содержательного контента. Неструктурированные данные, - включая отзывы клиентов, чаты служб поддержки и журналы использования, - могут способствовать разработке продуктов и улучшению обслуживания (Sathi, 2012).

Заключение

Неструктурированные данные - электронные письма, документы, изображения, аудиозаписи - сегодня являются доминирующей формой корпоративной информации. Пусть даже у понятия «неструктурированные данные» нет идеально точного определения, управление такими данными больше не является факультативным. Современные стратегии фокусируют внимание на выявлении неструктурированных данных, обогащении их метаданными, установлении правил жизненного цикла и на аналитике. Специалисты по работе с информацией, занимающиеся стратегическим управлением неструктурированным контентом, не только обеспечивают снижение рисков, но также и разблокируют скрытую ценность этих данных, - что делает данное направление деятельности ключевым по важности в рамках стратегического управления корпоративными данными и цифровой трансформации.

Эндрю Поттер (Andrew Potter)

Литература:

Источник: сайт Substack
https://metaarchivist.substack.com/p/unstructured-data 

Судебная практика: Спор о признании ничтожности кредитного договора пошел на второй круг, часть 2

(Продолжение, предыдущую часть см. http://rusrim.blogspot.com/2025/09/1_02020524555.html )

Позиция Банка ВТБ, изложенная в апелляционной жалобе

Кредитный договор, подписанный сторонами путем обмена электронными документами, соответствует требованиям закона, в связи с чем вывод суда об отсутствии в деле данных, свидетельствующих об ознакомлении с индивидуальными условиями кредитного договора и согласием на его заключение, не соответствует фактическим материалам дела.

Факт заключения кредитного договора в результате мошеннических действий не подтвержден приговором суда, факт возбуждения уголовного дела и признание истца потерпевшим не свидетельствует о нарушении закона при заключении кредитного договора.

Поскольку законодательство Российской Федерации допускает заключение кредитного договора путем использования кодов, паролей или иных средств подтверждения факта формирования электронной подписи, проставление электронной подписи в заявке на предоставление кредита и в актах банка, устанавливающих условия кредитования и тарифы, расценивается как проставление собственноручной подписи.

Кредитный договор могут признать незаключенным в тех же случаях, когда считается незаключенным любой другой договор, в частности, если стороны не согласовали все его существенные условия в требуемой форме (пункт 1 статьи 432 ГК РФ). При этом суд может признать договор заключенным, если установит, что истец должен был предотвратить заключение договора другим лицом, но не обеспечил достаточных мер.

Как следует из материалов дела, перед заключением кредитного договора банком на мобильный номер истца, указанный в качестве доверенного, направлялись SMS-сообщения, которые содержали одноразовые коды как для входа в приложение Банк ВТБ-Онлайн, так и для подписания кредитного договора, в том числе текст, содержащий условия договора, после введения которых идентификация клиента банком была проведена успешно, сгенерированный код совпал с введенным, клиенту выданы кредитные денежные средства.

При этом, как следует из приложенного к исковому заявлению протокола допроса потерпевшей, «сотрудник банка», с которым она разговаривала по телефону, сообщил ей о том, что необходимо установить мобильное приложение Банка «ФК Открытие», после чего действуя по указаниям данного мужчины, она установила на свой телефон мобильное приложение, после чего открыла установленное приложение и ввела логин и пароль, которые ей также сообщил мужчина, с которым она разговаривала.

Между тем, придя к выводу относительно недобросовестности и неосмотрительности действий со стороны банка, судом первой инстанции не дано надлежащей оценки вышеуказанным действиям истца, который самостоятельно по указанию неизвестного лица скачал на свой телефон вредоносную программу. С помощью этой программы неустановленные лица путем удаленного доступа оформили на неё кредитный договор и сняли денежные средства, полученные в рамках кредитного договора, что в совокупности свидетельствует об отсутствии со стороны банка, действующего в рамках вышеуказанных условий договора дистанционного банковского обслуживания, каких-либо действий, направленных на обман заемщика, либо способствовавших введению его в заблуждение либо свидетельствующих о недобросовестном поведении кредитной организации в части информирования клиента об осуществлении от его имени действий по направлению заявки на получение кредита, одобрении заявки и перечислении соответствующих денежных средств на счет клиента, как и последующего обналичивания суммы кредита. 

На всех этапах осуществления вышеуказанных действий гражданка получала на свой номер телефона соответствующие уведомления, имея, - при проявлении должной осмотрительности, тем более в ситуации осуществления звонков неизвестных лиц, якобы от имени кредитной организации, - возможность связаться с сотрудниками банка ВТБ с целью блокировки несанкционированных ею операций.

Банк сослался на то, что схожая правовая позиция отражена в определениях Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14 февраля 2024 г. №88-5790/2024, от 24 января 2024 г. №88-1187/2024.

По мнению банка, подписание кредитного договора электронной подписью путем указания соответствующего SMS-кода, являющейся аналогом личной подписи клиента, соответствует требованиям закона о форме и способе заключения договора. 

Действия банка по заключению кредитного договора и по переводу кредитных средств, основаны на распоряжении клиента, идентифицированного в соответствии с условиями договора о комплексном банковском обслуживании, с которыми заемщик был ознакомлен и которые позволяют удаленно заключить кредитный договор, а также совершить иные операции. Банк незаконных действий при заключении договора и предоставлении по нему кредитных средств не совершал, руководствовался и исходил из соответствующего волеизъявления заемщика, подтвердившего действительность своих намерений SMS-кодами, поступивших с доверенного номера.

Позиция Верховного Суда Республики Мордовия 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в мае 2024 года пришла к выводу о том, что оформление кредитного договора стало возможным именно в результате действий самого истца, - при этом банком в соответствии с условиями дистанционного банковского обслуживания был оформлен кредитный договор, а в последующем исполнены операции на основании поручений клиента, поступающих с доверенного номера телефона. Объективная возможность установить факт получения денежных средств неуполномоченным клиентом лицом в рассматриваемом случае у банка отсутствовала, что позволяет судебной коллегии сделать вывод о необоснованности заявленных истцом требований о признании кредитного договора недействительным (ничтожным).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия отменила решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия, и приняла по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия, действующего в интересах гражданки, к Банку ВТБ (публичное акционерное общество) о признании недействительным (ничтожным) кредитного договора было отказано.

Позиция Судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в октябре 2024 года (дело №88-30620/2024) отметила, что последовательность действий при заключении договора не дает оснований для вывода о нарушении банком порядка идентификации и аутентификации клиента, что опровергает довод представления об отсутствии в действиях сотрудников банка признаков добросовестности. При этом к заключению кредитных договора привели действия самого истца, установившей предложенную неустановленным лицом программу на своей мобильный телефон и предоставив к нему доступ и сообщив логины и пароли, несмотря на предупреждение банка о недопустимости подобных действий.
Судебная коллегия оставила без изменения апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, а кассационное представление прокурора Республики Мордовия - без удовлетворения.

(Окончание следует, см. https://rusrim.blogspot.com/2025/09/3_01598449701.html )

Источники: Сайт Судебные решения РФ / сайт Верховного суда Мордовской республики/ сайт Первого кассационного суда общей юрисдикции / Консультант Плюс
https://судебныерешения.рф/79959993/extended 
https://судебныерешения.рф/79959993/extended
https://судебныерешения.рф/82700566/extended
http://vs.mor.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=12954161&case_uid=6ca163dc-5150-497e-b2e7-0419246c6cff&delo_id=5&new=5
https://судебныерешения.рф/85443309/extended
https://1kas.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=38454001&case_uid=fd0e2e33-57f1-4399-ac6e-d41928961eda&delo_id=2800001&new=2800001 
https://vs--mor.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=r_juid&vnkod=13OS0000&srv_num=1&delo_id=5&case_type=0&judicial_uid=13RS0023-01-2023-004275-04 
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=CFF85486153E1518657B683CA1648BC5&mode=searchcard&base=ARB&n=859771

понедельник, 15 сентября 2025 г.

Неструктурированные данные: Происхождение, эволюция и управление ими, часть 1

Данный пост эксперта в области управления электронными документами, эксперта ИСО от США Энди Поттера (Andy Potter - на фото) был опубликован 11 июля 2025 года в социальной сети Substack.

В широком смысле под неструктурированными данными понимают информацию, для которой не имеется предопределенной модели или схемы. В отличие от структурированных данных (например, строк в базе данных), неструктурированные данные охватывают широкий спектр типов контента, включая контент с высоким содержанием текста (такой, как документы, электронные письма и сообщения в социальных сетях) и нетекстовый контент (например, изображения, аудио- и видеоматериалы, и измерения датчиков) (IBM, 2023; Barney, Hanna, & Stedman, 2025). На практике неструктурированные данные часто называют «прямым продуктом человеческого общения» - это информация, созданная людьми без использования формального кодирования, делающего её удобной для обработки машинами (Barney et al., 2025). Опросы показывают, что примерно 70–90% корпоративных данных являются неструктурированными (Machado, 2024; Forbes Tech Council, 2022).

В качестве примеров неструктурированных данных можно привести электронные письма, отчеты, сообщения в социальных сетях, расшифровки звонков и переговоров, фотографии, видеозаписи и журналы аудита Интернета вещей. Большая часть этих данных существует «в своем первоначальном формате» и не имеет табличной организации (IBM, 2023).


Исторические корни и эволюция

Исторические корни понятия «неструктурированные данные» уходят в ранние периоды вычислительной техники. Ещё в 1958 году исследователь из компании IBM Х.П.Лун (H. P. Luhn) описал автоматическую классификацию текста (Luhn, 1958). Однако распространённым термин «неструктурированные данные» стал в 1980-х годах, когда персональные компьютеры дали возможность ведущим деловую деятельность пользователям генерировать данные вне централизованных баз данных. Джон Филлипс (John Phillips, 2011) вспоминал, как ИТ-подразделения говорили: «Мы отвечаем за структурированные данные, а всё остальные данные просто неструктурированные».

К 1990-м и 2000-м годам объёмы электронных писем, документов Word, PDF-файлов и веб-контента резко выросли. По оценкам аналитиков, 80% и более корпоративных данных находились вне структурированных систем (Machado, 2024). Во время бума «больших данных» прогнозировалось, что к 2025 году в глобальном масштабе объёмы данных достигнут 175 зеттабайт, и что большинство этих данных будут неструктурированными (Forbes Tech Council, 2022). Благодаря достижениям в области обработки естественного языка (natural language processing, NLP) и поиска, эти ранее труднообрабатываемые данные стали более доступными для анализа (Sathi, 2012).

Интерпретации и терминология

Термин «неструктурированные данные» не вполне точен. Барни и др. (2025) определяют его как контент, который не соответствует какой-либо фиксированной модели данных, обычно созданной человеком. Другие авторы отмечают, что большинство «неструктурированных» файлов, таких как Word- или HTML-файлы, обладают внутренней структурой, просто эта структура не является табличной или реляционной (Phillips, 2011).

Некоторые специалисты предпочитают использовать более широкие понятия, такие как «электронный контент», или же выделяют «полуструктурированные данные», такие как XML-файлы или сообщения электронной почты с заголовками (IBM, 2023). Для этих форматом имеются частичные схемы. Местоположение границы между понятиями зависит от обстоятельств: специалистов по управлению документами может больше интересовать назначение документа, чем его синтаксис; специалисты по данным могут смотреть на наличие поддающейся анализу схемы.

Несмотря на научные споры (Барни и др., 2025), практическое определение следующее: неструктурированные данные – это данные в нереляционной форме, часто созданные людьми и требующие интерпретации, прежде чем они станут пригодными для использования.

Мой комментарий: Автор честно признаёт, что содержание понятия «(не)структурированные данные» нередко «в глазах смотрящего», и во многих случаях определяется не какими-то формальными признаками, а целями и способами обработки данных. Это очень важный момент: с моей точки зрения, не бывает структурированных или неструктурированных данных «вообще»; и в зависимости от обстоятельств одни и те же данные можно будет отнести как к одной, так и к другой категории.

Замечу, что о «данных в реляционной форме» можно было говорить в данном контексте лет 30 тому назад, когда это были или числа, или текстовые поля ограниченной длины. Сегодня в ячейках базы данных могут храниться объекты огромного объёма и произвольного формата; и вряд ли использование реляционной СУБД в качестве «сундука» для их хранения автоматически сделает эти данные структурированными …


(Окончание следует, см. http://rusrim.blogspot.com/2025/09/2_01580311638.html )

Эндрю Поттер (Andrew Potter)

Источник: сайт Substack
https://metaarchivist.substack.com/p/unstructured-data 

Судебная практика: Спор о признании ничтожности кредитного договора пошел на второй круг, часть 1

За последнее время все чаще и чаще встречаются судебные споры в судах общей юрисдикции между банками и их клиентами, которые на основе мошеннических действий третьих лиц оказались получателями потребительских кредитов. Эти споры интересны, в том числе, и потому что:

  • Все доказательства, которые представляют в суды стороны являются электронными;

  • Кредитные договора подписываются простой электронной подписью.

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в феврале 2024 года вынес решение по делу №2-190/2024 (2-2933/2023) (УИД 13RS0023-01-2023-004275-04), в котором гражданка (а точнее прокурор Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия, действующий в интересах гражданки) просил признать недействительным (ничтожным) кредитный договор.

Суть спора

12 июля 2023 от имени гражданки в банке «ВТБ» посредством удаленного доступа был заключен кредитный договор на сумму более 499 тыс. рублей. Впоследствии в этот же день денежные средства в течение кратчайшего периода времени были сняты наличными через банкомат в г. Санкт-Петербурге неустановленными в ходе предварительного расследования лицами.

По факту совершенных в отношении гражданки мошеннических действий было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ. Допрошенная в качестве потерпевшей гражданка пояснила, что кредитный договор ею не заключался, и выданные по нему денежные средства ею получены не были.

По мнению прокурора, в рассматриваемом случае «Банк ВТБ», действуя добросовестно и осмотрительно, учитывая интересы клиента и оказывая ему содействие, должен был принять во внимание характер операции – получение кредитных средств с одновременным их снятием в банкоматах г. Санкт-Петербурга, и предпринять соответствующие меры предосторожности, чтобы убедится в том, что данные операции в действительности совершаются клиентом и в соответствии с его волеизъявлением.

Прокурор отметил, что в рамках предварительного расследования уголовного дела не было получено достоверных сведений о том, каким образом кредитной организацией согласовывались с заемщиком индивидуальные условия кредитного договора. 
Это свидетельствует о том, что ПАО «Банк ВТБ», являясь профессиональным участником этих правоотношений, не проявило необходимую добросовестность и осмотрительность при оформлении такого кредитного договора.

Гражданка просила признать недействительным (ничтожным) кредитный договор.

Позиция Банка ВТБ

Договор комплексного обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО) был заключен путем подачи/подписания истцом заявления и присоединения к действующей редакции Правил комплексного обслуживания физических лиц в банке. Отношения между клиентом и банком, возникающие в связи с использованием дистанционного банковского обслуживания (ДБО) с использованием приложения «Мобильный банк» регулируются Правилами дистанционного банковского обслуживания. 

Как следует из п.3.4. Правил комплексного обслуживания, в рамках ДБО клиент сообщает банку доверенный номер телефона, на который банк направляет пароль, SMS-коды/Push-коды для подтверждения (подписания) распоряжений/заявлений БП, и сообщения в рамках подключенного у клиента SMS-пакета/заключенного договора ДБО. До подписания электронных документов клиент должен предварительно ознакомиться с их содержанием.

12 июля 2023 года гражданка произвела вход в ВТБ-Онлайн, подала заявку на получение кредита, заполнив необходимые данные о себе, выбрав параметры кредита, дополнительные условия. Она также уточнила личные и контактные данные. С учётом этого, оснований для вывода о том, что между банком и истцом не было достигнуто договоренности по всем существенным условиям договора, не имеется. 

Банк исполнил свои обязательства по договору в полном объеме - денежные средства были перечислены на счет истца. На момент заключения договора и совершения операций от гражданки в банк не поступали сообщения о компрометации средств подтверждения и/или средств доступа в систему ВТБ (ПАО), в этой связи у банка отсутствовали основания для отказа в выдаче кредитных средств/проведении операций.

Позиция Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия

В ноябре 2021 г. на основании заявления клиента на предоставление комплексного обслуживания между Банком ВТБ и гражданкой был заключен договор комплексного обслуживания. На его основании гражданке был подключен пакет услуг «Мультикарта», открыт Мастер-счет в российских рублях, предоставлено обслуживание по указанным счетам, предоставлен доступ к ВТБ-Онлайн, выдан УНК и пароль в соответствии с правилами комплексного обслуживания.

На основании п. 5.1 Правил ДБО подписание распоряжений в ВТБ-Онлайн производится клиентом при помощи следующих средств подтверждения: SMS/Push-кодов, сформированных токеном/генератором паролей кодов подтверждения, в случае использования мобильного приложения ВТБ-Онлайн, в том числе через Passcode.

Из п. 3.4 Правил комплексного обслуживания в рамках ДКО следует, что Клиент сообщает Банку доверенный номер телефона, на который Банк направляет Пароль, SMS-коды/ Push-коды для подтверждения (подписания) распоряжений/заявлений БП, и сообщения в рамках подключенного у Клиента SMS-пакета/заключенного договора ДБО.

12 июля 2023 г. через систему ВТБ-Онлайн гражданкой был оформлен договор потребительского кредита. Кредитные денежные средства перечислены на счет, открытый в Банке ВТБ. Договор был подписан с использованием простой электронной подписи заемщика – СМС-кода, направленного на мобильный номер гражданки.

Сведения о перечислении подтверждаются выпиской по счету за период с 12 июля 2023 г. по 12 июля 2023 г.

По заявлению гражданки следователем отдела по расследованию преступлений на территории Ленинского района СУ УМВД России по г.о. Саранска было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ и она была признана потерпевшей по уголовному делу.

Из объяснений гражданки следует, что 12 июля 2023 г. примерно около 10 часов 35 минут в мессенджере «WhatsApp» ей поступил телефонный звонок. Звонившей была женщина, которая представилась сотрудницей банка «ВТБ» и пояснила, что на её имя оформлен кредит и в целях безопасности они данный кредит аннулируют; а также спросила, в каких банках хранятся её денежные средства. Далее с ней через мессенджер «WhatsApp» связался незнакомый мужчина, который представился специалистом финансового мониторинга банка «ФК «Открытие»» и пояснил, что со счета истца, открытого в банке, пытались похитить денежные средства с накопительного счета, поэтому необходимо денежные средства перевести на текущий счет в этом же банке, а затем с текущего счета необходимо перевести денежные средства в размере 600 тыс. руб. на карту, открытую в банке «ВТБ», - что гражданка и сделала.

Затем гражданка видела в приложении банка «ВТБ», что происходит списание денежных средств в размере 570 тысяч рублей. После этого мужчина сообщил, что нужно будет перевести оставшиеся 430 тысяч руб. Она попробовала через приложение банка «ФК «Открытие»» перевести себе на счет в банк «ВТБ», однако у нее это не получилось. В Банке «ФК «Открытие»» гражданке объяснили, что она имела дело с мошенниками.

На имя гражданки в «ВТБ» был оформлен кредит в размере более 499 тыс. рублей, которые были сняты в банкомате в Санкт-Петербурге 6 операциями в период с 10 часов 25 минут до 13 часов 41 минуты. При этом ей поступали сообщения с кодами. 

Данное обстоятельство подтверждается выпиской по счету, в котором имеется операция «Снятие в банкомате. VB24.РФ.SANKT-PETERBURG G.D.153, KORP. A, PR-KT NEVSKII.».

Суд отметил, что заключение договора потребительского кредита предполагает последовательное совершение сторонами ряда действий, в частности:

  • формирование кредитором общих условий потребительского кредита; 

  • размещение кредитором информации об этих условиях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

  • согласование сторонами индивидуальных условий договора потребительского кредита;

  • подачу потребителем в необходимых случаях заявления на предоставление кредита и на оказание дополнительных услуг кредитором или третьими лицами; 

  • составление письменного договора потребительского кредита по установленной форме, ознакомление с ним потребителя;

  • подписание его сторонами, в том числе аналогом собственноручной подписи, с подтверждением потребителем получения им необходимой информации и согласия с условиями кредитования, а также 

  • предоставление кредитором денежных средств потребителю.

Судом было установлено, что оспариваемый договор был заключен посредством использования системы «ВТБ-Онлайн», путем введения кода-подтверждения из шести цифр.

Суд отметил, что в соответствии с пунктом 3 статьи 307 Гражданского Кодекса РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

В пункте 1 постановления Пленума №25 разъяснено, что, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2022 г. №2669-О указано, что в большинстве случаев телефонного мошенничества сделки оспариваются как совершенные под влиянием обмана потерпевшего третьим лицом. При рассмотрении таких споров особого внимания требует исследование добросовестности и осмотрительности банков. В частности, к числу обстоятельств, при которых кредитной организации в случае дистанционного оформления кредитного договора надлежит принимать повышенные меры предосторожности, следует отнести факт подачи заявки на получение клиентом кредита и незамедлительная выдача банку распоряжения о перечислении кредитных денежных средств в пользу третьего лица (лиц).

По мнению суда, в настоящем случае банк действовал недобросовестно и неосмотрительно, что привело к моментальному хищению денежных средств третьими лицами.

Суд отметил, что заявленные истцом требования о недействительности кредитного договора, основаны как на несоблюдении требования о его письменной форме, поскольку договор истцом подписан не был, так и на том, что волеизъявление на его заключение отсутствовало.

Суд удовлетворил исковые требования Прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия, действующего в интересах гражданки к Банку ВТБ (Публичное акционерное общество) о признании недействительным (ничтожным) кредитного договора. 

(Продолжение следует, см. http://rusrim.blogspot.com/2025/09/2_01157625834.html )

Источники: Сайт Судебные решения РФ / сайт Верховного суда Мордовской республики/ сайт Первого кассационного суда общей юрисдикции / Консультант Плюс
https://судебныерешения.рф/79959993/extended 
https://судебныерешения.рф/79959993/extended
https://судебныерешения.рф/82700566/extended
http://vs.mor.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=12954161&case_uid=6ca163dc-5150-497e-b2e7-0419246c6cff&delo_id=5&new=5
https://судебныерешения.рф/85443309/extended
https://1kas.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=38454001&case_uid=fd0e2e33-57f1-4399-ac6e-d41928961eda&delo_id=2800001&new=2800001 
https://vs--mor.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=r_juid&vnkod=13OS0000&srv_num=1&delo_id=5&case_type=0&judicial_uid=13RS0023-01-2023-004275-04 
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=CFF85486153E1518657B683CA1648BC5&mode=searchcard&base=ARB&n=859771

воскресенье, 14 сентября 2025 г.

Опубликована статья о проводимой в Евросоюзе стандартизации в области искусственного интеллекта, часть 2

(Окончание, начало см. http://rusrim.blogspot.com/2025/09/1_0298097804.html )

С моей точки зрения, наибольший интерес представляет приведенная в статье следующий перечень европейских и международных стандартов, поддерживающих реализацию Закона Евросоюза об ИИ:

Менеджмент риска для систем ИИ (ст. 9 Закона об ИИ):

  • ISO/IEC 23894:2023 «Информационные технологии - Искусственный интеллект – Руководство по менеджменту риска» (Information technology - Artificial intelligence - Guidance on risk management)

  • Проект европейского стандарта prEN 18228 «Менеджмент риска ИИ» (AI Risk Management), публикация ожидается в июле 2027 года 

Стратегическое управление и качество наборов данных, используемых для создания систем ИИ (ст. 10 Закона об ИИ):

  • ISO/IEC TS 12791:2024 «Информационные технологии - Искусственный интеллект – Борьба с нежелательной предвзятостью / систематическими отклонениями при выполнении задач классификации и регрессии с использованием алгоритмов машинного обучения» (Information technology - Artificial intelligence - Treatment of unwanted bias in classification and regression machine learning tasks)

  • Проект европейского стандарта prEN xxxx «Искусственный интеллект – Концепции, меры и требования по менеджменту предвзятости в системах ИИ» (Artificial Intelligence – Concepts, Measures and Requirements for Managing Bias in AI Systems) – проект JT021036

  • ISO/IEC 8183:2023 «Информационные технологии -  Искусственный интеллект - Концепция жизненного цикла данных» (Information technology - Artificial intelligence - Data life cycle framework)

  • Части 1-4 стандарта ISO/IEC 5259:2024 «Искусственный интеллект - Качество данных для аналитики и машинного обучения» (Artificial intelligence - Data quality for analytics and machine learning (ML))

  • Проект европейского стандарта prEN xxxx «Искусственный интеллект – Качество и стратегическое управления наборами данных в ИИ» (Artificial Intelligence - Quality and governance of datasets in AI) – проект JT021037

  • Технический отчёт CEN/CLC/TR 18115:2024 «Стратегическое управление данными и качество данных для ИИ в европейском контексте» (Data governance and quality for AI within the European context)

  • Проект европейского стандарта prEN xxxx «Концепция обеспечения доверия к ИИ» (AI Trustworthiness Framework) – проект JT021008

Документирование посредством встроенных средств протоколирования в системах ИИ (ст. 12 Закона об ИИ):

  • Проект стандарта ISO/IEC 24970 «Искусственный интеллект – Протоколирование в ИИ-системах» (Artificial intelligence - AI system logging)

  • Проект европейского стандарта prEN xxxx «Концепция обеспечения доверия к ИИ» (AI Trustworthiness Framework) – проект JT021008

Прозрачность и информирование пользователей систем ИИ (ст. 13 Закона об ИИ):

  • ISO/IEC 12792:2025 «Информационные технологии - Искусственный интеллект – Таксономия прозрачности ИИ-систем» (Information technology - Artificial intelligence - Transparency taxonomy of AI systems) – ожидает публикации

  • Проект европейского стандарта prEN xxxx «Концепция обеспечения доверия к ИИ» (AI Trustworthiness Framework) – проект JT021008

Надзор человека над системами ИИ (ст. 14 Закона об ИИ):

  • Проект европейского стандарта prEN xxxx «Концепция обеспечения доверия к ИИ» (AI Trustworthiness Framework) – проект JT021008

Требования к точности систем ИИ (ст. 15 Закона об ИИ):

  • Проект стандарта ISO/IEC 23282 «Искусственный интеллект – Методы оценки системы точной обработки естественного языка» (Artificial Intelligence – Evaluation methods for accurate natural language processing systems)

  • Проект технического отчёта ISO/IEC TR 23281 «Искусственный интеллект – Обзор задач и функциональных возможностей ИИ, связанных с обработкой естественного языка» (Artificial Intelligence - Overview of AI tasks and functionalities related to natural language processing).

  • Проект европейского стандарта prEN xxxx «Искусственный интеллект - Методы оценки точных систем компьютерного зрения» (Artificial Intelligence - Evaluation methods for accurate computer vision systems) – проект JT021025

  • Проект европейского стандарта prEN xxxx «Искусственный интеллект - Таксономия задач ИИ в компьютерном зрении» (Artificial Intelligence - Taxonomy of AI tasks in computer vision) – проект JT021044

  • ISO/IEC TS 12791:2024 «Информационные технологии - Искусственный интеллект – Борьба с нежелательной предвзятостью / систематическими отклонениями при выполнении задач классификации и регрессии с использованием алгоритмов машинного обучения» (Information technology - Artificial intelligence - Treatment of unwanted bias in classification and regression machine learning tasks)

  • Проект европейского стандарта prEN xxxx «Искусственный интеллект – Концепции, меры и требования по менеджменту предвзятости в системах ИИ» (Artificial Intelligence - Concepts, measures and requirements for managing bias in AI systems) – проект JT021036

  • Проект европейского стандарта prEN xxxx «Концепция обеспечения доверия к ИИ» (AI Trustworthiness Framework) – проект JT021008

Требования к робастности (надёжности) систем ИИ (ст. 15 Закона об ИИ):

  • Проект стандарта ISO/IEC 24029-3 «Искусственный интеллект (ИИ) – Оценка робастности нейронных сетей – Часть 3: Методология использования статистических методов» (Artificial intelligence (AI) — Assessment of the robustness of neural networks — Part 3: Methodology for the use of statistical methods)

  • ISO/IEC TR 24029-1:2021 «Искусственный интеллект (ИИ) — Оценка робастности нейронных сетей - Часть 1: Обзор» (Artificial Intelligence (AI) - Assessment of the robustness of neural networks - Part 1: Overview)

  • Проект европейского стандарта prEN xxxx «Искусственный интеллект – Концепции, меры и требования по менеджменту предвзятости в системах ИИ» (Artificial Intelligence - Concepts, measures and requirements for managing bias in AI systems) – проект JT021036

  • Проект европейского стандарта prEN xxxx «Концепция обеспечения доверия к ИИ» (AI Trustworthiness Framework) – проект JT021008

Требования к системам ИИ по кибербезопасности (ст. 15 Закона об ИИ):

  • Проект стандарта ISO/IEC DIS 27090 «Кибербезопасность - Искусственный интеллект - Руководство по устранению угроз безопасности для систем искусственного интеллекта» (Cybersecurity - Artificial Intelligence - Guidance for addressing security threats to artificial intelligence systems)

  • Проект европейского стандарта prEN xxxx «Искусственный интеллект - Требования по кибербезопасности для систем ИИ» (Artificial intelligence - Cybersecurity specifications for AI Systems) – проект JT021029

  • «Оценка соответствия в отношении технических решений для устранения уязвимостей, характерных для ИИ» (Conformity Assessment in Relation to the Technical Solutions to Address AI-Specific Vulnerabilities) – отсутствует

  • Проект европейского стандарта prEN xxxx «Концепция обеспечения доверия к ИИ» (AI Trustworthiness Framework) – проект JT021008

Менеджмент качества у поставщиков систем ИИ, включая процесс мониторинга после вывода на рынок (ст. 17 Закона об ИИ):

  • ISO/IEC 42001:2023 «Информационные технологии – Искусственный интеллект - Система менеджмента» (Information technology - Artificial intelligence - Management system)

  • Проект европейского стандарта prEN xxxx «Искусственный интеллект — Система менеджмента качества для целей нормативно-правового регулирования Закона Евросоюза об ИИ» (Artificial intelligence - Quality management system for EU AI Act regulatory purposes) – проект JT021039

Оценка соответствия для систем ИИ (ст. 43 Закона об ИИ):

  • ISO/IEC 42006:2025 «Информационные технологии – Искусственный интеллект - Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента искусственного интеллекта» (Information technology - Artificial intelligence - Requirements for bodies providing audit and certification of artificial intelligence management systems)

  • ISO/IEC TR 29119-11:2020 «Системная и программная инженерия - Тестирование программного обеспечения - Часть 11. Рекомендации по тестированию систем на основе ИИ» (Software and systems engineering - Software testing - Part 11: Guidelines on the testing of AI-based systems)

  • Проект европейского стандарта prEN xxxx «Концептуальная структура оценки соответствия ИИ» (AI Conformity assessment framework) – проект JT021038

  • «Оценка соответствия в отношении технических решений для устранения уязвимостей, характерных для ИИ» (Conformity Assessment in Relation to the Technical Solutions to Address AI-Specific Vulnerabilities) – отсутствует

Все поддерживающие стандарты (понятия, терминология и т.д.):

  • ISO/IEC 22989:2022 «Информационные технологии - Искусственный интеллект – Понятия и терминология в области искусственного интеллекта» (Information technology - Artificial intelligence - Artificial intelligence concepts and terminology)

  • Проект поправки ISO/IEC 22989:2022/DAmd 1 «Концепции и терминология искусственного интеллекта – Дополнение 1: Генеративный ИИ» (Artificial intelligence concepts and terminology — Amendment 1: Generative AI)

  • ISO/IEC 23053:2022 «Концепция систем искусственного интеллекта (ИИ) с использованием машинного обучения» (Framework for Artificial Intelligence (AI) Systems Using Machine Learning (ML))

  • Проект поправки ISO/IEC 23053:2022/DAmd 1 «Структура описания систем искусственного интеллекта, использующих машинное обучение – Дополнение 1: Генеративный ИИ» (Framework for Artificial Intelligence (AI) Systems Using Machine Learning (ML) - Amendment 1: Generative AI)

  • Проект технических спецификаций ISO/IEC TS 25566 «Информационные технологии – Искусственный интеллект – Терминология и понятия инженерии ИИ-систем, обладающих специфическими свойствами либо рассчитанных на применение в определенной предметной области» (Information technology — Artificial Intelligence — Terminology and concepts for domain engineering of AI systems).

Источник: сайт Researchgate.net
https://www.researchgate.net/publication/393950683_European_AI_Standards_-_Technical_Standardisation_and_Implementation_Challenges_under_the_EU_AI_Act