воскресенье, 9 марта 2025 г.

Новые публикации Европейского института телекоммуникационных стандартов (ETSI) по усиленным электронным подписям

На сайте Европейского института телекоммуникационных стандартов (European Telecommunications Standards Institute, ETSI, http://www.etsi.org/ ) в июле 2024 – январе 2025 года были выложены следующие новые публикации по тематике усиленных электронных подписей:

  • ETSI TS 119 312 версия 1.5.1 (декабрь 2024 г.) «Электронные подписи и инфраструктуры доверия – Криптографические наборы» (Electronic Signatures and Trust Infrastructures (ESI); Cryptographic Suites), объёмом 30 страниц, см. https://www.etsi.org/deliver/etsi_ts/119300_119399/119312/01.05.01_60/ts_119312v010501p.pdf

  • ETSI TS 119 322 версия 1.2.1 (декабрь 2024 г.) «Электронные подписи и инфраструктуры доверия – Схема для машиночитаемых криптографических алгоритмов и каталоги наборов шифров» (Electronic Signatures and Trust Infrastructure (ESI); Schema for machine-readable cryptographic algorithms, and cipher suites catalogues), объёмом 19 страниц, см. https://www.etsi.org/deliver/etsi_ts/119300_119399/119322/01.02.01_60/ts_119322v010201p.pdf

  • ETSI TS 119 431-1 версия 1.3.1 (декабрь 2024 г.) «Электронные подписи и инфраструктуры доверия – Требования политик и по безопасности для поставщиков услуг доверия (TSP) – Часть 1: Оказываемые доверенным поставщиком услуги, использующие удаленные квалифицированные устройства создания подписей/печатей (QSCD) или удаленные устройства подписания (SCDev)» (Electronic Signatures and Trust Infrastructures (ESI); Policy and security requirements for trust service providers; Part 1: TSP services operating a remote QSCD / SCDev), объёмом 31 страница, см. https://www.etsi.org/deliver/etsi_ts/119400_119499/11943101/01.03.01_60/ts_11943101v010301p.pdf

  • ETSI TR 119 476 версия 1.2.1 (июль 2024 г.) «Электронные подписи и инфраструктуры доверия - Анализ выборочного раскрытия информации и использования метода доказательства с нулевым раскрытием конфиденциальных сведений при электронном удостоверении атрибутов» (Electronic Signatures and Trust Infrastructures (ESI); Analysis of selective disclosure and zero-knowledge proofs applied to Electronic Attestation of Attributes), объёмом 128 страниц, см. https://www.etsi.org/deliver/etsi_tr/119400_119499/119476/01.02.01_60/tr_119476v010201p.pdf

  • ETSI TS 119 612 версия 2.3.1 (ноябрь 2024 г.) «Электронные подписи и инфраструктуры доверия - Списки доверенных поставщиков услуг доверия» (Electronic Signatures and Trust Infrastructures (ESI); Trusted Lists), объёмом 83 страницы, см. https://www.etsi.org/deliver/etsi_ts/119600_119699/119612/02.03.01_60/ts_119612v020301p.pdf

  • ETSI EN 319 411-1 версия 1.5.0 (декабрь 2024 г., проект на утверждении) «Электронные подписи и инфраструктуры доверия - Требования политики и требования по безопасности к выпускающим сертификаты поставщикам услуг доверия – Часть 1: Общие требования» (Electronic Signatures and Trust Infrastructures (ESI); Policy and security requirements for Trust Service Providers issuing certificates; Part 1: General requirements), объёмом 60 страниц, см. https://www.etsi.org/deliver/etsi_en/319400_319499/31941101/01.05.00_20/en_31941101v010500a.pdf

  • ETSI EN 319 411-2 версия 2.6.0 (декабрь 2024 г., проект на утверждении) «Электронные подписи и инфраструктуры доверия - Требования политики и требования по безопасности к выпускающим сертификаты поставщикам услуг доверия – Часть 2: Требования к поставщикам услуг доверия, выпускающим квалифицированные сертификаты в Евросоюзе» (Electronic Signatures and Trust Infrastructures (ESI); Policy and security requirements for Trust Service Providers issuing certificates; Part 2: Requirements for trust service providers issuing EU qualified certificates), объёмом 32 страницы, см. https://www.etsi.org/deliver/etsi_en/319400_319499/31941102/02.06.00_20/en_31941102v020600a.pdf

  • ETSI EN 319 412-4 версия 1.3.2 (ноябрь 2024 г.) «Электронные подписи и инфраструктуры – Профили сертификатов – Часть 4: Профиль сертификата для сертификатов, выпускаемых для веб-сайтов» (Electronic Signatures and Trust Infrastructures (ESI); Certificate Profiles; Part 4: Certificate profile for web site certificates), объёмом 11 страниц, см. https://www.etsi.org/deliver/etsi_en/319400_319499/31941204/01.03.02_60/en_31941204v010302p.pdf

  • ETSI EN 319 421 версия 1.3.0 (январь 2025 г., проект на утверждении) «Электронные подписи и инфраструктуры доверия - Требования политики и требования по безопасности к поставщикам услуг доверия, выдающим электронные отметки времени» (Electronic Signatures and Trust Infrastructures (ESI); Policy and Security Requirements for Trust Service Providers issuing Time-Stamps), объёмом 33 страницы, см. https://www.etsi.org/deliver/etsi_en/319400_319499/319421/01.03.00_20/en_319421v010300a.pdf

Источник: сайт ETSI
https://www.etsi.org/standards
 

Арбитражная практика: Сертификат ключа проверки электронной подписи, которым было подписано уведомление об исключении записей о залоге имущества, был признан недействительным с момента создания, часть 2

(Окончание, начало см. https://rusrim.blogspot.com/2025/03/1_02064022223.html )

Рассмотрение дела о сертификате ключа проверки подписи (СКЭП), который в удостоверяющем центре получил никогда в нём не работавший в банке гражданин, выдав себя за сотрудника этого банка, продолжилось в Девятом арбитражном апелляционном суде.

Позиция Девятого арбитражного апелляционного суда

Девятый арбитражный апелляционный суд в марте 2024 года отметил, что изготовление СКЭП юридического лица является двусторонней сделкой, для заключения которой необходимо выражение согласованной воли двух сторон на совершение таких действий для целей возникновения соответствующих последствий. Отсутствие волеизъявления стороны договора на его заключение влечет ничтожность сделки в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации как нарушающее положения статей 53, 153, 154 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Суд подчеркнул, что при выдаче квалифицированного сертификата аккредитованный удостоверяющий центр обязан в порядке, установленном законом, идентифицировать заявителя - физическое лицо, обратившееся к нему за получением квалифицированного сертификата. Идентификация заявителя проводится при его личном присутствии.

УЦ сообщил, что гражданин посещал удостоверяющий центр, однако соответствующих доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, в материалы дела представлено не было.

Суд отметил, что ссылки общества «АйтиКом» на то, что в силу статьи 18 Закона №63-ФЗ, удостоверяющий центр ограничивается лишь сведениями, содержащимися на государственных информационных ресурсах, не может говорить о разумности и добросовестности участника гражданского оборота.

В опровержение довода УЦ о том, что на официальном сайте банка не содержится скан-копии документов, подписанных единоличным исполнительным органом, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

Согласно статье 8 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», кредитная организация обязана в установленном нормативными актами Банка России порядке раскрывать неограниченному кругу лиц на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию, в том числе, о лицах, занимающих должности единоличного исполнительного органа и о финансовой отчетности.

В соответствии с Указанием Банка России от 27.11.2018 №4983-У «О формах, порядке и сроках раскрытия кредитными организациями информации о своей деятельности», информация раскрывалась по формам, содержащим ФИО, подписи главного бухгалтера и руководителя кредитной организации, а также оттиск печати кредитной организации, то есть по сути это скан-образы документов, на которых четко видны и подпись руководителя кредитной организации, и оттиск печати кредитной организации.

Кроме того, в иске Банк изложил, на какие несоответствия в документах ответчик мог и должен был обратить внимание, действуя разумно и добросовестно.

Суд апелляционной инстанции отметил, что доверенность, представленная УЦ на имя гражданина, не содержит даты ее совершения. При этом в жалобе сам ответчик указывает, что, по его мнению, местом выдачи доверенности является г. Санкт-Петербург - однако на доверенности проставлена печать, на которой указано «Филиал в Москве».

Данные несоответствия должны были вызвать у ответчика обоснованные сомнения в легитимности представленных документов.

Ответчик указывает, что действующим законодательством не предусмотрено, чтобы печать филиала общества содержала его наименование, следовательно, судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что ООО «АйтиКом» должно было обратить внимание на несоответствие при проведении верификации документов для выдачи СКЭП. Девятый арбитражный апелляционный суд не согласился с указанным выводом, в силу следующего:

Статьей 22 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» предусмотрена обязательность печати для филиала банка.

Из пункта 5 статьи 2 Закона №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» следует, что печать юридического лица является средством индивидуализации хозяйственного общества, соответственно и филиала общества.

Суд отметил, что по своей правовой сути проставление оттиска печати на документе преследует основную цель - дополнительное удостоверение подлинности документа, поэтому основное требование к печати общества (филиала) - наличие на ней информации о его наименовании.

Банк не имеет права вводить в заблуждение своих клиентов и вкладчиков относительно наименования филиала и, руководствуясь обычаями делового оборота, ни одна кредитная организация не указала бы на печати наименование, отличное от того, что указано в ЕГРЮЛ.

Кроме того, наименование самого Банка помещено в кавычки. На печати указано «Банк Оранжевый», что не соответствует данным, содержащимся в ЕГРЮЛ.

С учетом специфики деятельности ответчика, обладающего повышенной ответственностью за исполнение возложенных на него Законом №63-ФЗ обязанностей по созданию и выдаче СКЭП, ответчик не проявил достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру деятельности.

При этом, даже если ответчик полагает, что он действовал разумно и добросовестно, то он упускает из виду общее правило, согласно которому субъекты предпринимательской деятельности (которым является и ООО «АйтиКом») несут ответственность за риск, а не за вину.

Согласно статье 11 федерального закона №63-ФЗ «Об электронной подписи», квалифицированная электронная подпись признается действительной до тех пор, пока решением суда не установлено иное, следовательно, какие-либо иные возможности защиты нарушенного права Банка отсутствуют.

Девятый арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение Арбитражного суда г. Москвы, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Арбитражный суд Московского округа в июле 2024 года оставил без изменения решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Мой комментарий: Суды всех инстанций в первую очередь обращали внимание на то, что удостоверяющий центр при изучении представленных ему документов и выпуске сертификата ключа проверки подписи не проявил достаточную степень осмотрительности.

Источник: Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации / Электронное правосудие по экономическим спорам
http://www.arbitr.ru/

суббота, 8 марта 2025 г.

Новые публикации Европейского института телекоммуникационных стандартов (ETSI) по ИИ, распределённым реестрам и сервисам зарегистрированной электронной доставки

На сайте Европейского института телекоммуникационных стандартов (European Telecommunications Standards Institute, ETSI, http://www.etsi.org/ ) в июле 2024 – январе 2025 года были выложены следующие новые публикации:

По тематике искусственного интеллекта:

По тематике распределённых реестров:

  • ETSI GR PDL 017 версия 1.1.1 (июль 2024 г.) «Распределённые реестры с ограниченным доступом (PDL) – Применение распределённых реестров с ограниченным доступом при оказании квалифицированные услуг доверия в соответствии с новой редакцией Регламента 910/2014 (закон eIDAS 2)» (Permissioned Distributed Ledger (PDL); Application of PDL to Amended Regulation 910/2014 (eIDAS 2) Qualified Trust Services), объёмом 17 страниц, см. https://www.etsi.org/deliver/etsi_gr/PDL/001_099/017/01.01.01_60/gr_PDL017v010101p.pdf

  • ETSI GS PDL 024 версия 1.1.1 (ноябрь 2024 г.) «Распределённые реестры с ограниченным доступом – Расширения архитектуры для предоставления услуг распределённых реестров с ограниченным доступом в телекоммуникационных сетях» (Permissioned Distributed Ledgers (PDL); Architecture enhancements for PDL service provisioning in telecom networks), объёмом 51 страница, см. https://www.etsi.org/deliver/etsi_gs/PDL/001_099/024/01.01.01_60/gs_PDL024v010101p.pdf

По тематике сервисов зарегистрированной электронной доставки:

  • ETSI TR 119 520-1 версия 1.1.1 (апрель 2024 г.) «Электронные подписи и инфраструктуры доверия - Концепция стандартизации сервисов зарегистрированной электронной доставки / зарегистрированной электронной почты – Часть 1: Новая рационализированная концепция стандартизации (квалифицированной) зарегистрированной электронной доставки / зарегистрированной электронной почты в свете новых компонентов, предусмотренных eIDAS 2.0» (Electronic Signatures and Trust Infrastructures (ESI); Framework of ERDS/REM standards; Part 1: New (Q)ERDS/(Q)ERDSP standardization rationalized framework as a result of the new components brought by eIDAS2.0), объёмом 91 страница, см. https://www.etsi.org/deliver/etsi_tr/119500_119599/11952001/01.01.01_60/tr_11952001v010101p.pdf

  • ETSI TR 119 520-2 версия 1.1.1 (апрель 2024 г.) «Электронные подписи и инфраструктуры доверия - Концепция стандартизации сервисов зарегистрированной электронной доставки / зарегистрированной электронной почты – Часть 2: Влияние новых и нарождающихся технологий на модели зарегистрированной электронной доставки / зарегистрированной электронной почты» (Electronic Signatures and Trust Infrastructures (ESI); Framework of ERDS/REM standards; Part 2: Impact of emerging technologies on ERDS/REM Models), объёмом 14 страниц, см. https://www.etsi.org/deliver/etsi_tr/119500_119599/11952002/01.01.01_60/tr_11952002v010101p.pdf

  • ETSI EN 319 522-1 версия 1.2.1 (январь 2024 г.) «Электронные подписи и инфраструктуры – Сервисы зарегистрированной электронной доставки – Часть 1: Концепция и архитектура» (Electronic Signatures and Infrastructures (ESI); Electronic Registered Delivery Services; Part 1: Framework and Architecture), объёмом 26 страниц, см. https://www.etsi.org/deliver/etsi_en/319500_319599/31952201/01.02.01_60/en_31952201v010201p.pdf

  • ETSI EN 319 522-2 версия 1.2.1 (январь 2024 г.) «Электронные подписи и инфраструктуры – Сервисы зарегистрированной электронной доставки – Часть 2: Семантический контент» (Electronic Signatures and Infrastructures (ESI); Electronic Registered Delivery Services; Part 2: Semantic contents), объёмом 36 страниц, см. https://www.etsi.org/deliver/etsi_en/319500_319599/31952202/01.02.01_60/en_31952202v010201p.pdf

  • ETSI EN 319 522-3 версия 1.2.1 (январь 2024 г.) «Электронные подписи и инфраструктуры – Сервисы зарегистрированной электронной доставки – Часть 3: Форматы» (Electronic Signatures and Infrastructures (ESI); Electronic Registered Delivery Services; Part 3: Formats), объёмом 30 страниц, см. https://www.etsi.org/deliver/etsi_en/319500_319599/31952203/01.02.01_60/en_31952203v010201p.pdf

Источник: сайт ETSI
https://www.etsi.org/standards

С праздником!

Дорогие женщины,

Поздравляю Вас с замечательным весенним праздником 8 марта!

От всей души желаю Вам крепкого здоровья, хорошего весеннего настроения, счастья и радости в кругу близких людей и друзей, благополучия в доме, энергии и мотивации для достижения всех задуманных личных и профессиональных целей!

Пусть Вам всегда и во всём сопутствует удача!



Арбитражная практика: Сертификат ключа проверки электронной подписи, которой было подписано уведомление об исключении записей о залоге имущества, был признан недействительным с момента создания, часть 1

Несмотря на то, что уже канули в лету усиленные квалифицированные подписи юридических лиц, выданные на сотрудников организации, связанные с их использованием судебные разбирательства до сих пор продолжаются.

Арбитражный суд города Москвы в декабре 2023 года вынес решение по делу №А40-55173/23-7-425, в котором речь шла о сертификате ключа проверки подписи, полученном в удостоверяющем центре в качестве сотрудника банка гражданином, который никогда в этом банке не работал.

Суть спора

Между двумя гражданами и обществом ООО «Банк Оранжевый» в июле 2019 года и в декабре 2021 года соответственно были заключены кредитные договора на 2 млн. руб. и 2,5 млн. руб. В качестве обеспечения надлежащего исполнения заёмщиками обязательств по возврату кредита были переданы в залог транспортные средства – автомобили. В реестре залогов ( https://www.reestr-zalogov.ru ) были зарегистрированы уведомления о возникновении залога движимого имущества.

В связи с ненадлежащим исполнением заёмщиками обязательств по указанным кредитным договорам, банком было принято решение об обращении в суд за защитой своих законных интересов. При подготовке исковых заявлений об обращении взыскания на заложенное имущество Банком было выявлено исключение записей о залоге из реестра уведомлений о залоге движимого имущества. На обращение банка о причинах исключения записей в декабре 2022 года был получен ответ о том, что уведомление было исключено сотрудником банка.

Были представлены расширенные выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества, согласно которым на основании заявления некого гражданина, действующего на основании приказа, были прекращены записи о залоге. При этом данный гражданин никогда не работал в банке, гражданско-правовые договоры с ним не заключались, доверенности на его имя не выдавались, приказы не оформлялись.

Федеральная нотариальная палата сообщила, что уведомления об исключении записей о залоге были направлены нотариусам в электронной форме и подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью, выданной гражданину. Сертификат ключа проверки электронной подписи был выдан удостоверяющим центром ООО «АйтиКом».

В феврале 2023 года банк направил в ООО «АйтиКом»

  • Письмо с запросом документов, на основании которых гражданину была выдана УКЭП;

  • Заявление на отзыв сертификата ключа УКЭП гражданина, на основании которого УЦ был аннулирован сертификат ключа УКЭП гражданина.

«АйтиКом» представил в банк копии документов, на основании которых им был выпущен сертификат ключа проверки электронной подписи. В качестве документа, предоставляющего гражданину право действовать от имени банка, была представлена копия доверенности. В числе копий документов было также представлено заявление на изготовление сертификата ключа проверки электронной подписи.

«Банк Оранжевый» обратился в суд с требованием о признании недействительным заявления на изготовление сертификата ключа проверки электронной подписи и признании недействительным с момента создания сертификата ключа проверки электронной подписи, изготовленного и выданного на имя гражданина обществом ООО «АйтиКом».

Позиция Арбитражного суда города Москвы

Суд при вынесении решения принял во внимание то, что гражданин никогда не работал в банке по трудовому договору, гражданско-правовые договоры с ним не заключались, и доверенности, соответственно, не выдавались. В штатном расписании банка отсутствовала должность «менеджер по привлечению клиентов», которая была указана в заявлении и доверенности.

Кроме того, при визуальном осмотре представленных копий доверенности и заявления были выявлены следующие несоответствия:

  • Наименование Банка было указано как ООО БАНК ОРАНЖЕВЫЙ, в то время как верное наименование Банка – ООО Банк Оранжевый;

  • Должность единоличного исполнительного органа указана как Председатель правления, в то время как верное наименование должности – Председатель Правления;

  • Подписи Председателя Правления на заявлении и доверенности выполнены иным лицом, они не соответствуют подписи указанного лица и даже не содержат признаков «подражания подписи»;

  • Оттиск печати банка не соответствует оригинальному оттиску печати Банка: диаметр оттиска печати на копии документов составляет 3,5 см, в то время как оригинальная печать банка имеет диаметр 4 см;

  • Посредине оттиска оригинальной печати банка указано слово ОРАНЖЕВЫЙ, в то время как на поддельных документах посередине оттиска печати указаны слова в кавычках «Банк Оранжевый»;

  • Местонахождение Банка и единоличного исполнительного органа Банка – Санкт-Петербург, в то время как на поддельных документах на печати указано: Филиал в Москве.

Согласно п. 5.2 «Положения о порядке оформления доверенностей в ООО Банк Оранжевый», доверенность регистрируется в Журнале учета доверенностей. В Журнале присваиваются только порядковые номера без буквенного сопровождения. В то же время, доверенность, представленная гражданином, содержит и буквенное сопровождение.

Помимо указанных визуальных отличий имеются иные пороки заявления и доверенности, которые не могли не заметить сотрудники ООО «АйтиКом».

Поскольку удостоверяющим центром не были выполнены обязанности, предусмотренные Законом №63-ФЗ,  суд пришел к выводу о недействительности с момента создания сертификата ключа проверки электронной подписи изготовленный ООО «АйтиКом» на имя гражданина.

Суд также отметил, что представленная гражданином в ООО «АйтиКом доверенность не содержит даты её совершения. Согласно статье 186 ГК РФ, доверенность, в которой не указана дата её совершения, ничтожна. Довод ответчика о том, что на доверенности имеется дата её совершения (18.03.2022) не была принята во внимание, поскольку единственная указанная в доверенности дата относится не к самой доверенности, а к заявке.

Спорный сертификат ключа проверки электронной подписи выдавался на основании доверенности, из которой невозможно установить место её совершения, при этом, ответчик как профессиональный участник рынка, должен был обратить внимание, что, согласно выписке из ЕГРЮЛ, местонахождением банка и его постоянно действующего единоличного исполнительного органа является г. Санкт-Петербург, тогда как на подписи единоличного исполнительного органа в спорной доверенности стоит печать с указанием на ней «Филиал в Москве».

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, в разделе «Сведения о филиалах и представительствах», официальное наименование филиала Банка является «Филиал Общества с ограниченной ответственностью Банк Оранжевый в г. Москве». Однако, указанное несоответствие при проведении верификации документов ответчиком обнаружено не было.

Кроме того, в верхнем правом углу доверенности содержится QR-код. QR-коды обычно используются в качестве дополнительного способа проверки действительности документа. При наведении камеры на код доверенности, представленной гражданином, появляется ссылка на сайт: https://catalog-lot-online.ru , содержащая информацию об окончании аукциона на электронной торговой площадке.

На официальном сайте банка по адресу: https://www.bankorange.ru/o-banke содержится информация о корректном наименовании банка. На той же интернет странице указано верное наименование филиала Банка. Поскольку информация является публичной и общедоступной, следовательно, в доказывании не нуждается.

В поддельном заявлении от имени банка на изготовление сертификата ключа проверки электронной подписи указана электронная почта гражданина.

Суд подчеркнул, что у ООО «АйтиКом», как у профессионального участника рынка по выдаче сертификатов УКЭП, была возможность проверить доменные имена банка. Более того, указанная информация также является публичной и общедоступной. Так, проверка информации о домене, свободен ли домен, возрасте домена, а также о владельце домена, осуществляется посредством сервиса whois <сетевой протокол>. Протокол подразумевает клиент-серверную архитектуру и используется для доступа к публичным серверам баз данных (как правило, самих регистраторов IP адресов и доменных имен). В некоторых случаях, whois сервер для определенного домена верхнего уровня содержит полную базу данных обо всех зарегистрированных доменах. В других случаях, такой whois сервер содержит лишь самую базовую информацию и отсылает к whois серверам конкретных регистраторов.

Доменное имя bank-orange-msk.ru , указанное в электронной почте гражданина, не принадлежит банку. Согласно данным с сервиса whois, домены bank-orange.ru и bank-orange-msk.ru были зарегистрированы в марте 2022 года за один день до подачи заявления гражданином в ООО «АйтиКом» соответственно. Их владельцем является ООО «Яндекс».

Суд отметил, что сотрудники ООО «Банк Оранжевый» для служебных целей имеют право использовать электронную почту только с доменным именем bankorange.ru .

Также на сайте Банка России в разделе «Банковский сектор» - «Информация о кредитных организациях» представлены ссылки на официальные страницы ООО «Банк Оранжевый» в сети Интернет.

Суд подчеркнул, что общество ООО «АйтиКом», действуя разумно и добросовестно, могло и должно был проверить доменное имя, указанное в электронной почте гражданина. У профессионального удостоверяющего центра также должны были возникнуть сомнения в части регистрации доменного имени bank-orange-msk.ru за один день до подачи заявления о выдаче сертификата ключа проверки УКЭП.

Поскольку владельцем сертификата является юридическое лицо, то оплата стоимости услуг ООО «АйтиКом» по выпуску спорной электронной подписи должна была производиться с расчетного счёта банка, а в случае же оплаты услуг представителем, у того должны были иметься соответствующие полномочия. Между тем, никаких платежей в пользу ООО «АйтиКом» банк не производил и денежных средств для оплаты услуг ответчика гражданину и/или иным лицам не выдавал. В доверенности, представленной ответчиком в материалы дела, у гражданина отсутствовали полномочия по внесению платы за услуги ООО «АйтиКом» от имени банка.

В связи с незаконным исключением сведений о залоге транспортных средств банк утратил право обращения взыскания на предмет залога, что может привести к убыткам.

Согласно данным с сайта «ГИБДД.рф», заложенные транспортные средства после исключения сведений об их залоге из Реестра залогов были неоднократно перепроданы, а Банк перед новыми собственниками транспортных средств утратил право ссылаться на наличие залога.

Согласно ч. 1 ст. 14 федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи», удостоверяющий центр осуществляет создание и выдачу сертификата ключа проверки электронной подписи на основании соглашения между удостоверяющим центром и заявителем. Такого соглашения истец с ответчиком не заключал, выдачу электронной подписи не санкционировал. Сертификат ключа поверки электронной подписи был выпущен неуполномоченному лицу банка на основании ничтожной доверенности (186 ГК РФ).

Предоставленные ответчиком в материалы дела документы (копия заявления на изготовление сертификата ключа проверки электронной подписи, копия Бланка сертификата ключа проверки электронной подписи от 18.03.2022, копия доверенности на имя гражданина) свидетельствуют о том, что они являются подложными, т.к. ни подпись председателя Правления Банка, ни печать Банка не являются подлинными.

Все вышеперечисленное свидетельствует о ненадлежащем проведении идентификации заявителя и верификации документов, представленных для выпуска сертификата электронной подписи.

Несмотря на то, что ответчик проинформировал истца об аннулировании электронной подписи с 14.02.2023 года, суд пришел к выводу о том, что электронная подпись является недействительной с момента ее создания, поскольку была получена по подложным документам. Действие спорного сертификата прекращено лишь на будущее время с момента внесения записи о прекращении его действия в реестр сертификатов.

Отказывая в удовлетворении требований истца о признании недействительным заявления на изготовление сертификата ключа проверки электронной подписи, суд исходил из следующего. Суд пришел к выводу о том, что истец не доказал какие именно его права нарушены и могли бы быть восстановлены в случае удовлетворения исковых требований о заявленном предмете по заявленным основаниям.

По мнению суда, требования истца о признании недействительным заявления на изготовление сертификата ключа проверки электронной подписи являются необоснованным и удовлетворению не подлежит, в связи с ненадлежащим способом защиты права.

Суд решил:

  • Признать недействительным с момента создания сертификат ключа проверки электронной подписи, изготовленный ООО «АйтиКом», выданный на имя гражданина;

  • В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

(Окончание следует)

Источник: Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации / Электронное правосудие по экономическим спорам
http://www.arbitr.ru/  

пятница, 7 марта 2025 г.

Архивная экспертиза ценности и отбор: Баланс между текущими потребностями и будущей ценностью

Данная заметка архивиста и консультанта Марго Ноут (Margot Note – на фото) была опубликована 13 января 2025 года на сайте компании Lucidea.

Экспертиза ценности включает в себя отбор документов на постоянное хранение на основе их долговременной ценности и соответствия миссии архива. Этот процесс требует от архивистов поиска баланса между непосредственными потребностями пользователей и потенциальной значимостью документов в будущем.

При отборе на архивное хранение определяется, какие документы из более объёмного массива материалов следует оставить, обеспечив их долговременную сохранность. В центре внимания данного процесса находятся практические аспекты принятия решений о том, что сохранить, а что уничтожить. На этот процесс влияют миссия архива, потребности пользователей и потенциальная научно-исследовательская ценность документов.

Факторы, влияющие на решения об отборе документов на архивное хранение

Миссия архива и сфера охвата архивных фондов являются ключевыми факторами в процессе отбора документов на архивное хранение, поскольку они определяют делаемый архивистами выбор. Документы, которые соответствуют установленным целям и задачам архива, имеют приоритет при отборе на архивное хранение. Например, архив, собирающий материалы по местной истории, будет фокусировать свои усилия на сохранении документов, связанных со значимыми местными событиями, обеспечивая тем самым, что его фонды будут поддерживать выполнение его основной миссии.

Не менее важно понимать потребности и интересы пользователей архива. Процесс отбора требует от архивистов принимать во внимание текущие потребности пользователей и их потенциальные будущие интересы. Приоритет должен отдаваться тем документам, которые представляют интерес для широкого круга пользователей и/или удовлетворяют потребности, связанные с новыми тенденциями исследований, - обеспечивая сохранение архивами актуальности и ценности для своего целевого сообщества.

Другим ключевым фактором в процессе отбора является научно-исследовательский потенциал документов. Документы, имеющие высокую исследовательскую ценность и содержащие уникальную или значимую информацию, могут внести значительный вклад в развитие науки. Даже если их непосредственное использование документов представляется ограниченным, архивистам следует оценить их долговременную научно-исследовательскую полезность, чтобы обеспечить сохранение ценных ресурсов для будущих исследований.

Сбалансированный подход к процессу отбора учитывает миссию архива, потребности пользователей и научно-исследовательский потенциал документов. Сопоставляя документы с целями архива, удовлетворяя интересы пользователей и оценивая исследовательскую ценность, архивисты могут принимать обоснованные решения, поддерживающие долговременную сохранность и полезность своих коллекций и фондов.

Три проблемы при отборе документов на архивное хранение

Ограниченность ресурсов часто является ограничивающим фактором при проведении экспертизы ценности. У архивистов может не быть времени или персонала для проведения тщательного анализа документов. В связи с этим необходима приоритизация для обеспечения отбора на архивное хранение наиболее ценных документов.

Рост объёмов электронных документов дополнительно усложнил процесс отбора. Цифровые материалы требуют применения иных стратегий обеспечения долговременной сохранности, и их отбор на архивное хранение должен учитывать такие факторы, как устаревание форматов и обеспечение целостности данных с тем, чтобы обеспечить долговременную доступность электронных документов (см. https://lucidea.com/blog/long-term-access-digital-archives/ - есть перевод: https://rusrim.blogspot.com/2024/12/blog-post_336.html - Н.Х.).

Одной из самых больших проблем при отборе на архивное хранение является баланс между текущими потребностями пользователей и потенциальными потребностями будущих исследователей. Архивисты должны учитывать, каким образом документы могут использоваться в будущем (см. https://lucidea.com/blog/how-does-archival-selection-shape-history/ ), даже если они кажутся менее актуальными сегодня.

Три наилучших практики проведения отбора на архивное хранение

Когда дело доходит до отбора документов, которых будут сохранены в архиве (см. https://lucidea.com/blog/navigating-selection-in-archival-practice/ ), следует принять во внимание ряд основных факторов. В их число входят миссия архива, потребности пользователей и ценность документов.

Проведение отбора в соответствии с миссией архива

При отборе материалов для архива важно, чтобы принимаемые решения были согласованы с миссией и целями архива. Такая согласованность обеспечивает сохранение архивными фондами взаимосвязанности и фокуса, которые способствуют достижению основной цели архива. Придерживаясь этого подхода, ориентированного на миссию учреждения, архивисты могут сохранять направление и цель в своих процессах отбора.

Учёт потребностей и интересов пользователей

Регулярное взаимодействие с пользователями является ещё одним важным аспектом процесса отбора документов на архивное хранение. Понимание потребностей и интересов аудитории архива помогает принимать обоснованные решения по отбору, обеспечивая релевантность и полезность собранных материалов. Такой постоянно идущий диалог с пользователями позволяет архивистам оставаться в курсе эволюционирующих потребностей своего целевого сообщества и делать обоснованный выбор документов, которым отдаётся приоритет.

Приоритизация высокоценных документов

Помимо соответствия миссии и взаимодействия с пользователями, крайне важно отдавать приоритет документам, имеющим высокую информационную, доказательную и/или историческую ценность (см. https://lucidea.com/blog/archival-appraisal/ ). Фокусируя своё внимание этих ценных документах, архивисты могут обеспечить сохранность наиболее значимых материалов. Такая расстановка приоритетов помогает поддерживать целостность и значимость архивной коллекции, обеспечивая сохранение для будущего ценной исторической и доказательной информации.

Наилучшие практики отбора на архивное хранение предусматривают применение стратегического подхода, интегрирующего воедино согласованность с миссией, вовлечение пользователей и приоритизацию ценных документов. Объединяя эти элементы, архивисты могут создавать и поддерживать коллекцию, которая является одновременно значимой и актуальной, способствующей достижению целей архива и обеспечивающей долговременную сохранность наиболее важных и ценных материалов.

Сбалансированный подход к отбору документов на архивное хранение

Отбор на архивное хранение - сложный и имеющий множество нюансов процесс, который требует от архивистов принятия трудных решений о том, что сохранить, а что выбросить. Исходя из миссии архива, учитывая потребности пользователей и потенциальную научно-исследовательскую ценность документов, архивисты могут создавать ценные коллекции для будущих поколений.

Марго Ноут (Margot Note)


Источник: сайт компании Lucidea
https://lucidea.com/blog/balancing-archival-selection/

На территории Московской области будет проведен эксперимент по направлению платежного документа для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в многоквартирных домах в электронной форме без дублирования на бумажном носителе

Правительство РФ постановлением от 07 февраля 2025 года №126 «в целях повышения доступности получения платежных документов для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги в многоквартирных домах и снижения объема бумажного документооборота» приняло решение провести со дня вступления в силу настоящего постановления по 1 октября 2025 года на территории Московской области эксперимент по направлению платежного документа для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги в многоквартирных домах в электронной форме без его дублирования на бумажном носителе.

Постановлением также утверждено «Положение о проведении на территории Московской области эксперимента по направлению платежного документа для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги в многоквартирных домах в электронной форме без его дублирования на бумажном носителе».

Положение устанавливает порядок проведения на территории Московской области эксперимента по направлению платежного документа для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги в многоквартирных домах в электронной форме без его дублирования на бумажном носителе (п.1).

Задачами эксперимента являются (п.4):

  • Реализация для плательщиков функционала по выбору способа получения платежного документа в личном кабинете плательщика на региональном портале, а также по получению его в электронной форме посредством регионального портала и информационной системы оператора по приему платежей физических лиц;

  • Обеспечение сбора обратной связи о качестве работы функционала по выбору способа получения платежного документа в личном кабинете плательщика на региональном портале от плательщиков, получающих платежный документ в электронной форме, посредством регионального портала и/или платформы обратной связи единого портала.

Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=498401

четверг, 6 марта 2025 г.

Новая статья о коллективно используемой инфраструктуре, развиваемой сообществом, занимающимся автоматическим распознаванием текста

20 января 2025 года на поддерживаемом Еврокомиссией сайте «Открытые исследования в Европе» (Open Research Europe) была опубликована в свободном доступе статья (на английском языке) группы авторов во главе с Мелиссой Террас (Melissa Terras – на фото) под названием «Кооперативное использование искусственного интеллекта: Кооператив READ-COOP, решение Transkribus и преимущества коллективно используемой инфраструктуры сообщества для автоматического распознавания текста» (The artificial intelligence cooperative: READ-COOP, Transkribus, and the benefits of shared community infrastructure for automated text recognition).

Помимо Мелиссы Террас, в группу авторов входят Беттина Анцингер (Bettina Anzinger), Пол Гудинг (Paul Gooding), Гюнтер Мюльбергер (Günter Mühlberger), Джо Нокельс (Joe Nockels), Аннемике Ромейн (C. Annemieke Romein), Энди Стаудер (Andy Stauder) и Флориан Стаудер (Florian Stauder).

Мой комментарий: READ-COOP, согласно информации на его сайте ( https://readcoop.org/ ), «… это кооператив, движущей силой деятельности которого являются поставленные цели. Наша миссия заключается в предоставлении всеобъемлющего спектра инструментов и услуг, которые дают возможность исследователям, учреждениям и отдельным лицам совместно проводить исследования и изучать богатую картину исторических событий. Наша платформа Transkribus охватывает весь процесс обеспечения доступности исторических документов, от сканирования и извлечения данных с помощью ИИ до онлайн-публикации. Мы верим в пользу развития прочных партнёрских отношений с заинтересованными сторонами, реинвестируем прибыли в нашу экосистему и отстаиваем социальную ответственность, одновременно предоставляя нашему сообществу уникальные технологии и поддержку». О решении Transkribus см. также подборку постов на моём блоге: https://rusrim.blogspot.com/search?q=Transkribus

В аннотации на статью, в частности, сказано следующее:

Предыстория

Технологии искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения (МО) являются неотъемлемыми компонентами при разработки сложных цифровых инфраструктур. Коллективное владение и вклад заинтересованных сторон имеют решающее значение для создания ИИ-систем, которые являются как инновационными, так и подотчетными.

В данной статье рассматривается кооперативная платформа READ-COOP ( https://readcoop.eu ) - первый кооператив, который разработал и разместил в интернете собственные инструменты ИИ и МО ( https://transkribus.org ).

В настоящем исследовании демонстрируются возможности альтернативной модели кооперативного стратегического управления для инфраструктуры ответственного ИИ.

Методы

Мы используем для анализа развития проекта READ-COOP, после его трансформации из финансируемого Еврокомиссией проекта в деятельность на кооперативной основе,  методологию Research In Action ( https://www.researchinaction.comметодология, ориентированная на вовлечение в процесс исследований и на учёт мнения субъектов исследований – Н.Х.) и анкеты с вопросами качественного характера. Мы оцениваем структуру кооператива, управление им и вовлечение сообщества в период с 2019 по 2024 год. Были собраны данные о динамике членства, об использовании решения Transkribus (решение на основе ИИ для распознавания рукописных текстов – Н.Х.), а также отзывы о стратегическом управлении кооперативом и об эффективности его оперативной деятельности.

Результаты

По состоянию на октябрь 2024 года, кооператив READ-COOP насчитывает 227 членов из 30 стран, что способствовало формированию прочной пользовательской базы из более чем 235 тысяч зарегистрированных пользователей. С помощью решения Transkribus было проведено транскрибирование около 90 миллионов цифровых графических образов исторических текстов, продемонстрировав тем самым эффективное использование ИИ в секторе культурного наследия. За это достижение была получена премия Евросоюза Horizon Impact Award 2020.

Кооперативный подход способствует демократическому принятию решений, что приводит к стабильному росту и существенному вовлечению заинтересованных сторон. Получаемая обратная связь качественного характера указывает на высокий уровень удовлетворенности стратегическим управлением кооператива и воспринимаемой целостностью и полезностью ИИ-инфраструктуры.

Выводы

Проект READ-COOP демонстрирует, что кооперативная модель ведения деловой деятельности способна эффективно поддерживать инфраструктуры ИИ и МО, одновременно способствуя демократическому участию и справедливому владению. Эта модель является жизнеспособным подходом и для других секторов, стремящихся разрабатывать ответственные и заслуживающие доверия ИИ-решения.

Мы полагаем, что кооперативные структуры особенно подходят для тех ИИ-инфраструктур, которые изначально финансировались за счёт государственных грантов, обеспечивая жизнеспособный переход от развития за государственный счёт к долговременному устойчивому существованию в собственности сообщества.

Мы рекомендуем более широкое применение и изучение возможностей кооперативных моделей для размещения и разработки технологий ИИ и МО, чтобы обеспечить их ответственное создание, стратегическое управление и использование.

Источник: сайт Еврокомиссии «Открытые исследования в Европе»
https://open-research-europe.ec.europa.eu/articles/5-16

Утверждены новые Правила передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу

Правительство Российской Федерации постановлением от 11 февраля 2025 г. №131 утвердило «Правила передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда (кроме наследственного фонда), в том числе международного личного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, лицами, осуществляющими майнинг цифровой валюты (в том числе участниками майнинг-пула), лицами, организующими деятельность майнинг-пула, нотариусами, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами и направления Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов указанным лицам».

Для справки: Майнинг-пул - это объединение ресурсов майнеров, которые делятся своей вычислительной мощностью в сети, чтобы впоследствии разделить вознаграждение в соответствии с объёмом выполненной работы. Такое объединение ресурсов позволяет обеспечить стабильное получение дохода.

Правила регулируют порядок передачи в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной статьей 7.1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и направления Федеральной службой по финансовому мониторингу указанным лицам запросов6

  • адвокатами;

  • доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица;

  • исполнительными органами личного фонда (кроме наследственного фонда), в том числе международного личного фонда (кроме международного наследственного фонда);

  • лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг;

  • лицами, осуществляющими майнинг цифровой валюты (в том числе участниками майнинг-пула);

  • лицами, организующими деятельность майнинг-пула;

  • нотариусами;

  • аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Информация представляется в электронной форме посредством использования личного кабинета (электронное сообщение) (п.7).

Электронное сообщение может также представляться посредством использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. №451.

Направляемое сообщение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. Одновременно с направлением информации в Федеральную службу должна представляться выданная доверенность в электронной форме в машиночитаемом виде (п.8).

Получение или отказ в приеме Федеральной службой электронного сообщения подтверждаются соответствующими квитанциями, являющимися технологическими электронными документами. Порядок формирования и направления квитанций, включая их формат и структуру, определяется Федеральной службой по финансовому мониторингу (п.9).

При невозможности направления электронного сообщения через личный кабинет до устранения причин, препятствующих такому направлению, в Федеральную службу представляется оптический или цифровой носитель информации, содержащий электронное сообщение (п.10).

К оптическому или цифровому носителю информации прилагается сопроводительное письмо на бумажном носителе. Сопроводительное письмо на бумажном носителе с оптическим или цифровым носителем информации представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу непосредственно или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

В целях проверки достоверности получаемой информации, выявления операций и сделок, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также реализации Федеральной службой по финансовому мониторингу иных возложенных на нее функций ей представляют по ее запросам имеющуюся у них информацию об операциях и сделках клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов (п.12).

Запросы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью (п.14).

При необходимости запросы могут направляться в письменном виде (п.15).

Информация представляется в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса. С учетом объема, характера и содержания запрашиваемой информации Федеральная служба в запросе может увеличить срок ее представления (п.17).

В безотлагательных случаях неотложного характера для выявления операций, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, в электронном запросе срок представления запрашиваемой информации может указываться с пометкой «срочно», означающей, что запрашиваемая информация должна быть представлена в течение 12 часов с момента получения запроса.

Информация представляется в Федеральную службу в электронной форме посредством использования личного кабинета либо на оптическом или цифровом носителе с сопроводительным письмом (п.18).

Такая информация может также представляться в электронной форме посредством использования инфраструктуры, указанной в абзаце третьем пункта 7 настоящих Правил.

Представляемая по запросам в электронной форме информация подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью, одновременно с указанной информацией в Федеральную службу должна представляться доверенность в электронной форме в машиночитаемом виде.

Мой комментарий: Передача информации и ответов на запросы в Федеральную службу по финансовому мониторингу предусмотрена только в электронной виде, при этом предусмотрено несколько каналов передачи. Срок передачи информации – 5 рабочих дней, а в срочных случаях – 12 часов с момента получения электронного запроса.

Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=498732

среда, 5 марта 2025 г.

Росстандарт: Опубликована новая редакция терминологического стандарта ГОСТ Р 7.0.8-2025 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»

На сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ( http://www.gost.ru/ ) в февральском 2025 года разделе ( https://protect.gost.ru/default.aspx?control=6&month=2&year=2025 ) выложена новая редакция терминологического стандарта ГОСТ Р 7.0.8-2025 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» объёмом 28 страниц, вступающего в силу 01.03.2025 года, см. https://protect.gost.ru/document1.aspx?control=31&baseC=6&id=265409

Стандарт разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), внесён Техническим комитетом по стандартизации ТК 191 «Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело, управление документами».

С моей точки зрения, по сравнению с предыдущей редакцией сделан шаг назад – терминология не только не приведена в соответствие с реалиями электронного века и с современной мировой терминологией (между прочим, присутствующей в адаптированных тем же ВНИИДАД международных стандартах!), но и появились новые грубые ошибки принципиального характера – например, вот такая:

103. Оперативное хранение документов: Стадия жизненного цикла документа, на которой осуществляется хранение и использование документа до начала исчисления срока его хранения (?!).

Мой комментарий: Для студента сказать нечто подобное на экзамене – гарантированная пересдача; а вот ВНИИДАД за подобные «новации» вряд ли накажут…

Для сравнения, в ГОСТ Р 7.0.8-2013 было такое определение: «Оперативное хранение документов: Хранение документов в структурном подразделении до их передачи в архив организации или уничтожения.»

В качестве примера неумения формулировать определения приведу следующее определение:

15.  Реестровая запись: Документированная информация, включаемая, обрабатываемая и используемая в государственных информационных системах, порядок работы с которой установлен законодательно.

Мой комментарий: Буквальное толкование этого определения означает, что практически любая информация в государственных информационных системах (в число которых входят, в том числе, системы управления документами и контентом), является «реестровыми записями» - даже если эти системы никакого отношения к государственным реестрам не имеют!

Новым словом в архивной теории – особенно примечательным в эпоху дистанционной, распределённой и мобильной работы – стала формулировка, согласно которой для аутентичности документа ключевую роль стало играть место его создания (да и в целом определение «аутентичности» крайне неудачное – в том числе в нём потеряна важнейшая мысль о том, что документ должен быть не просто создан, но и надлежащим образом включен в деловые процессы; всё сведено к оформлению документа):

19. Аутентичность документа: Свойство документа, заключающееся в соответствии его реквизитов и метаданных фактическому авторству, месту и времени его составления.

Мой комментарий: Для сравнения, в определении, данном в ГОСТ Р ИСО 13008-2015, п.3.3, говорится: «Аутентичным является документ, в отношении которого может быть доказано, что он является именно тем, чем претендует быть; что он был создан или послан именно тем лицом, которое указано в качестве его создателя или отправителя; и что он был создан или послан именно в то время, которое в нем указано.»

Ещё один пример недодуманных «усовершенствований» в терминологии:

20. Достоверность документа: Свойство документа, заключающееся в соответствии содержащейся в нем информации фактическим действиям и событиям.

Мой комментарий: Проблема здесь в том, что информация документа может соответствовать фактам, но быть неполной и недостаточно точной (возможно, умышленно; в результате чего пользователь документа может получить неверное представление о происходящем) – и в ранее введенных определениях это учитывалось – например, в ГОСТ Р ИСО 30300-2015, 2.3.2.2:

«Достоверность (документов): Достоверным является документ, содержание которого можно считать полным и точным представлением подтверждаемых операций, деятельности или фактов, а также документ, которому можно доверять в последующих операциях или в последующей деятельности. Документы должны создаваться во время или сразу же после операции или случая, к которым они относятся, лицами, достоверно знающими факты, или средствами, обычно используемыми в деятельности при проведении данной операции.»

И подобные претензии можно предъявить чуть ли не к каждому определению …

Во вводной части стандарта отмечается:

«Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области управления документами — сферах делопроизводства и архивного дела.

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения в работе с документами, относящимся к различным системам документации. Они могут использоваться в методических документах, документах по стандартизации, научных трудах, публикациях и учебных пособиях.»

Содержание стандарта следующее:

Предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения

  • Общие понятия
  • Делопроизводство
  • Архивное дело

Алфавитный указатель терминов
Приложение А (справочное): Классификационные схемы ключевых понятий
Приложение Б (справочное): Нестандартизованные и общетехнические термины
Библиография

Источник: сайт Росстандарта
https://protect.gost.ru/document1.aspx?control=31&baseC=6&id=265409

Положение о реестре контролируемых лиц

Правительство Российской Федерации постановлением от 26 декабря 2024 №1899 утвердило «Положение о реестре контролируемых лиц», которое вступило в силу с 5 февраля 2025 года.

Для справки: В соответствии со статьей 16 федерального закона от 8 августа 2024 г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» был дополнен статьей 31.2 «Реестр контролируемых лиц».

Положение определяет порядок и особенности эксплуатации, функционирования и ведения реестра контролируемых лиц, в том числе порядок включения сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства в него и исключения сведений о них из реестра, а также порядок предоставления доступа государственным органам и другим пользователям к информации, содержащейся в реестре (п.1).

Оператором реестра контролируемых лиц является Министерство внутренних дел РФ (п.2).

Пользователями сведений реестра контролируемых лиц являются (п.3):

  • государственные органы;

  • органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния;

  • исполнительные органы субъектов РФ, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;

  • юридические лица, в том числе банки и иные кредитные организации; а также

  • физические лица.

Взаимодействие с реестром контролируемых лиц осуществляется посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (п.4).

При отсутствии технической возможности получения доступа к информации, содержащейся в реестре, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия получение пользователями реестра информации, содержащейся в реестре, осуществляется способами, предусмотренными соглашениями об информационном взаимодействии (совместными ведомственными актами), заключаемыми указанными пользователями с оператором реестра контролируемых лиц.

Информация о наличии (об отсутствии) сведений об иностранном гражданине в реестре представляется физическим и юридическим лицам посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (п.5).

Формирование реестра осуществляется на основании сведений об иностранном гражданине, содержащихся в государственной системе миграционного учета (п.6).

Сведения, составляющие государственную тайну или иную охраняемую законом тайну, в реестр контролируемых лиц не вносятся (п.12).

Мой комментарий: С 5 февраля 2025 года граждане и юридические лица (в том числе работодатели) могут проверить наличие сведений об иностранном гражданине в реестре. Сделать это можно в формате «запрос-ответ» через интерактивную форму на официальном сайте МВД России ( https://мвд.рф/rkl ) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=495039

вторник, 4 марта 2025 г.

Пути совершенствования управления документами и повышения его зрелости – те, что являются жизнеспособными, и те, что мы обычно выбираем, часть 2

(Окончание, начало см. http://rusrim.blogspot.com/2025/03/1.html )

В конечном счете, как я полагаю, единственные, кто способен разорвать порочный круг - это люди, обладающие в организации властью и полномочиями, которые способны рассматривать вопросы повышения эффективности и производительности в более длительной перспективе. Я попытался представить обоснование этой точки зрения на приведенной ниже диаграмме - она не идеальна, но идёт в правильном направлении.


Заложенная здесь гипотеза заключается в том, что кто-то должен создать высококачественную документированную информацию, прежде чем можно будет получить отдачу от её использования. Пока эта информация не станет полезной, не удастся «запустить» позитивный, благотворный цикл (virtuous cycle) создания и последующего использования высококачественной документированной информации - это будет лишь цикл расходования всё большего количества времени и денег на создание документов, не дающих немедленной отдачи (технический термин для этого явления, как я полагаю, это slog - «изнурительная, нудная работа»).

Здесь есть двойная проблема - создание высококачественной документированной информации, как правило, обходится дороже, чем создание низкокачественной информации; а изменение организации таким образом, чтобы она реально могла производить более качественную документированную информацию обходится ещё дороже. Это делает процесс перемен серьезной инвестиционной деятельностью, и, как и при любых других взаимосвязанных с переменами инвестициях, изначально затраты возрастут, а общая эффективность и производительность снизятся – чем наносится двойной удар по показателю эффективности.

Если мы рассмотрим условия деятельности организации, которой нужны такие перемены, то проблема станет ещё больше - это, скорее всего, организация с низкой производительностью и низкой зрелостью. Это означает, что организация с низкой производительностью должна быть готова к тому, что её ситуация может стать существенно хуже, прежде чем стать лучше. В результате разрыв данного цикла становится видом стратегической, долгосрочной деятельности, которую может организовать только человек, обладающий значительной властью и влиянием в организации и имеющий политическую поддержку за её пределами.

Для поста в блоге, который, как предполагалось, должен был состоять из десяти строк, высказанные здесь идеи представляет собой длинную и сложную аргументацию - однако если Вы постараетесь разобраться в сказанном, то, как я надеюсь, Вы найдете что-то интересное в мысли о том, что культуры низкокачественной документации удерживаются на месте вследствие производимой ими низкокачественной информации и не меняющихся культурных практик. Сотрудники уже управляют своими документами - они просто управляют ими в данном случае как люди, которые не ценят информацию, которые создают информацию низкого качества, а затем управляют ею как низкоуровневым активом - потому что она именно такая и есть.

Первая ошибка, которую мы совершаем, когда пытаемся повысить зрелость, заключается в предположении о том, что сотрудники организации не управляют своими документами. На само деле они управляют ими на основе ценности, которую они видят в документах. Это может означать, что они управляют документами как люди, которые не ценят документированную информацию, и которые (в результате) создают низкокачественную информацию и управляют ею низкокачественной, потому что она именно такая.

Это приводит нас к совершению второй ошибки - мы полагаем, что сотрудники не управляют документами, потому что не знают, как это следует делать. Мы считаем, что можем прийти и сказать сотрудникам, как лучше всего управлять документами, и они смогут получить всю видимую нами возможную отдачу от лучшего управления документами.

Чего мы не в состоянии осознать, так это того, что с точки зрения этих сотрудников, мы безумны в своём желании тратить больше денег на управление их документами, - потому что их методы и практики управления «откалиброваны» в соответствии с полезной отдачей, которую они получают от своих документов.

Чтобы объяснить с иной точки зрения, можно использовать показанную на диаграмме ниже модель DIKAR (акроним, сформированный на основе пяти понятий: данные (Data), информация (Information), знания (Knowledge), действия (Action) и результаты (Results). Подробнее о ней см. пост Мелроуза здесь: http://rusrim.blogspot.com/2020/12/dikar.html - Н.Х.) - это одна из моих любимых моделей для обсуждения вопроса о том, почему качественная информация важна для организации. Модель DIKAR показывает связь между качеством результатов и качеством данных, информации, знаний и действий. Каждый из этих факторов ограничивает качество результата, который возможно получить на следующем этапе. Сложите качество на этапах, и Вы получите качество вашего результата.


Если сотрудники привыкли к плохим результатам или же привыкли компенсировать плохое качество документированной информации за счёт высококачественных экспертных знаний либо весьма дорогостоящих действий, - то они не понимают, зачем тратить средства на более эффективное управление их низкокачественной информацией — с их точки зрения, это просто не имеет смысла.

Для меня секрет того, как заставить организации продвигаться по уровням модели зрелости, заключается в том, чтобы отыскать одного-двух высокопоставленных авторитетных лиц и помочь им увидеть, каким образом качество их данных и информации ограничивает качество получаемых ими результатов либо требует компенсирования другими факторами. Как только они это поймут, нужно будет помочь им понять, как осуществлять инвестиции, чтобы можно было увидеть улучшенные результаты — через пару лет. Как только производимая ими документированная информация по своему качеству и полезности становится как золото, затрата средств на управление ею как золотом становится уместной инвестицией в управление активом. Однако здесь также существует довольно значительная проблема для управления документами, и она заложена в модели DIKAR.

Когда мы [специалисты по управлению документами – Н.Х.] как профессиональная группа говорим о наших результатах и способности их достигать, всё сводится к метаданным - к описанию документа. Если документы хорошо упорядочены и описаны, то наши результаты могут быть потрясающими - мы тогда способны управлять огромными объемами документов при крошечном выделении на это ресурсов.

Проблема здесь в том, что наше понимание качества полностью связано с «внешней стороной ведра» [Мелроуз говорит здесь об упорядочении и описании документов, противопоставляя им качество содержания документов – Н.Х.], потому что именно эта сторона ведра определяет наши результаты. В то же время результаты, которые являются движущей силой деловой деятельности, связаны с качеством того, что находится «внутри ведра» - здесь важен не контейнер, а его содержимое.

Пока мы не поднимем качество содержимого, изменение качества «ведра» не будет иметь никакого смысла. У меня, однако, есть серьёзные сомнения относительно того, способны ли мы как профессия на самом деле понимать качество с точки зрения, связанной с результатами деятельности организаций, в которых мы работаем. Если же я в чём-то абсолютно уверен, так это в том, что ключом к нашему успеху в будущем является понимание того, как качество документированной информации влияет на деловую деятельность организации; а понимание того, как как можно повысить это качество, является ключом к тому, чтобы разорвать порочный круг, в котором застряли наши организации, и получить больше высокоценных документов, с тем, чтобы ценность наших профессиональных практик могла еще сильнее повыситься.

Путь повышения зрелости, по которому мы продолжаем пытаться идти, предусматривает такое отношение к сотрудникам организации, словно они не занимаются управлением своими документами, и попытки поставить сотрудников в ситуацию, в которой они будут управляют своими документами в соответствии с наилучшими практиками управления документами. Данный подход постоянно терпит неудачу, потому что документы, которые они создают, не стоят того, чтобы ими управлять.

Наша профессиональная культура так сильно «пропитана» идеей ценности документов, что мы не в состоянии увидеть, когда документы не являются ценными - и потому, что мы идейно зашорены, и потому, что наши все представления о качестве связаны с «внешней стороной ведра», в то время, как качество, которое является движущей силой результатов остальной части организации, связано с тем, что находится внутри «ведра». Пока мы этого не осознаем и не начнём работать над этим, не начнем отыскивать тех имеющих власть, полномочия и видение людей, которые будут работать с нами, - мы не сможем помочь нашим организациям выбраться из порочного круга.

Наши организации не ценят документы, потому что культура организации не полагается на них: а культура организации не полагается на документы, потому что организации производит ненадежные документы. Всё это один ужасный порочный круг, и мы застряли в нём вместе с ними.

Карл Мелроуз (Karl Melrose)

Источник: блог Meta-IRM
https://metairm.substack.com/p/records-management-and-the-maturity

Банк России о проведении проверки ИНН заёмщика

В связи со вступлением в силу с 1 марта 2025 года федерального закона от 26 февраля 2024 №31-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» и Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)»» Банк России в своем письме от 12 февраля 2025 года №44-19/946 сообщил, что в целях обеспечения возможности проведения проверки факта наличия в кредитной истории субъекта сведений о действующем запрете на заключение с ним кредитными организациями (КО) и/или микрофинансовыми организациями (МФО) договоров потребительского кредита (займа) (т.н. самозапрета) заёмщик представляет информацию о своём ИНН кредитной или микрофинансовой организации, которая проводят проверку соответствия представленных заемщиком сведений о его ИНН сведениям из Государственной информационной системы (ГИС) ФНС России.
 
Сведения о принадлежащем заемщику ИНН также могут быть получены кредитной или микрофинансовой организацией самостоятельно из ГИС ФНС России и/или цифрового профиля гражданина (имеется в виду цифровой профиль гражданина, созданный на базе федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации» - Н.Х.).
 
Банк России отметил, что при проверке сведений об ИНН кредитные и микрофинансовые организации должны использовать способ (сервис), позволяющий обеспечивать достоверность результата проверки (гарантированность получения сведений из ГИС ФНС России и (или) цифрового профиля гражданина). Ответственность за получение и проверку сведений об ИНН несет кредитор вне зависимости от выбранного способа (сервиса) их получения.

Банк России обратил внимание на то, что в случае получения кредитной или микрофинансовой организацией посредством выбранного ими способа (сервиса) некорректного результата проверки сведений об ИНН возникает риск неправомерного заключения договора потребительского кредита (займа), вследствие чего указанные организации будут не вправе требовать исполнения заемщиком обязательств по договору потребительского кредита (займа). Соответственно, кредитным и микрофинансовым организациям необходимо учитывать этот риск при принятии решения о выборе способа (сервиса) получения и проведения проверки сведений об ИНН.

Мой комментарий: Если Банк России ещё до вступления в силу законодательных норм о самозапрете на потребительские кредиты беспокоится о том, чтобы кредиторы позаботились о проверке ИНН заемщика, то, боюсь, что с этим могут возникнуть серьёзные проблемы.

Второй момент, который в данном письме не поднимался, касается вопроса о том, что нужно не просто получить сведения об ИНН из надёжного источника, но и задокументировать факт их получения надлежащим образом.

Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=498626

понедельник, 3 марта 2025 г.

Пути совершенствования управления документами и повышения его зрелости – те, что являются жизнеспособными, и те, что мы обычно выбираем, часть 1

Данный пост австралийского специалиста в области управления документами и информацией Карла Мелроуза (Karl Melrose – на фото) был опубликован 30 января 2025 года на его блоге Meta-IRM (Мета-управление информацией и документами).

Данный материал начинался как очень лаконичный пост, который быстро усложнился, - и я не совсем доволен тем, что в итоге получилось, - но мне кажется, что инициирования обсуждения данной темы важнее, чем моя удовлетворённость ясностью слога. С моей точки зрения, здесь описаны закономерности, которые являются корнем некоторых вполне реальных и действительно укоренившихся типовых подходов, которые нам следует сломать, чтобы вывести наши профессиональные группы из того унылого состояния, в котором мы сейчас находимся. Так что «пристегните ремни», и как, однажды Король посоветовал Алисе: «Начни с начала, продолжай до конца, и затем остановись», — но я надеюсь на то, что Вы остановитесь лишь после того, как добавите свои собственные взгляды к дискуссии, - даже если проявляться это будет в отправке мне гневного письма, говорящего, что, по Вашему мнению (да, именно Вашему), я все неправильно понял. Так что пристегнитесь, и поехали!

Самыми большими проблемами в управлении документами являются:

  • То, как мы думаем о зрелости,

  • Наша собственная профессиональная культура.

Насколько на самом деле сложно управлять документами? У нас имеются законодательно-нормативные требования к ведению документов. Мы просим сотрудников размещать свои документы в определённом месте, с тем, чтобы ими можно было управлять. Что в этом сложного?

Вот как мы думаем о зрелости. Это означает, что мы склонны думать о зрелости так, как показано на диаграмме ниже.

При этом делается ряд ошибочных предположений:

  • Что мы [специалисты по управлению документами – Н.Х.] единственные, кто занимается управлением документами;

  • Что если именно мы не управляем документами, то такое управление отсутствует;

  • Что если документы не структурированы именно так, как мы этого хотим, то управление ими не осуществляется;

  • Что переход [к более зрелому состоянию – Н.Х.] заключается лишь в том, как организованы документы и как они хранятся.

Для меня путь совершенствования управления документами и повышения его зрелости на самом деле больше похож на то, что показано на приведенной ниже диаграмме:


Факт, который почти все специалисты-практики в области управления документами не осознают, заключается в том, что сотрудники уже управляют своими документами. Они управляют своими документами в соответствии с тем, как и почему документируемая информация рассматривается в культуре организации как ценный актив и источник деловой отдачи. Наше [специалистов по управлению документами – Н.Х.] типичное видение зрелости начинается с представления об организации как об изначально некомпетентной и первоначально вообще не управляющей документами, и заканчивается тем, что мы просим всех намного больше расходовать средств на управление документами по сравнению с тем, как культурные практики организации оценивают полезность документированной информации.

В реальной жизни все организации находятся на стадии 2 [отсылка к типичной 5-уровневой модели зрелости – Н.Х.] - их практики управления документами отражают их культурные практики, связанные с использованием документированной информации. Проблема изменения культурных практик заключается в том, что текущие культурные практики, связанные с документированной информацией, являются как причиной создания низкокачественных документов, так и его следствием.

Посмотрите на приведенную ниже диаграмму и подумайте о новых сотрудниках, адаптирующихся к условиям Вашей организации. Новички приходят в организацию, уже имея определенную степень склонности опираться на документированную информацию при принятии решений. Когда им нужно принять решение, они действуют в соответствии с этой тенденцией, если нам повезёт, они попытаются опереться на имеющиеся документы и использовать их.

Что происходит потом? В зависимости от того, была ли попытка опереться на документированную информацию при принятии решений успешной или нет, их соответствующая склонность модифицируется - либо в лучшую, либо в худшую сторону. Это, безусловно, упрощение картины реального мира, но, вероятно, довольно-таки надёжное - человек, которого постоянно раздражают документы, не захочет впоследствии лишний раз обращаться к ним; в то время, как человек, который не привык их использовать, но который всякий раз при обращении к документам чувствует их полезность и видит повышение эффективности своего труда, довольно быстро привыкает работать более легко и эффективно.


Проблема, которую я вижу, заключается в том, что такая модель «замораживает» текущие методы и практики – будь то хорошие или плохие. На диаграмме ниже я сформировал матрицу из четырёх блоков, чтобы показать, какую динамику, по моему мнению, подразумевает эта модель в зависимости от поляризованных комбинаций склонностей людей и культур использования высоко- или низкокачественной информации.


Думаю, моя гипотеза вполне понятна - я ожидаю, что сотрудники привыкнут и приспособятся к нормам той организации, в которую они приходят (или покидают). Культура организации оказывает очень сильное влияние. Вопрос, который меня интересует и который, по моему мнению, является ключевым в плане повышения зрелости, заключается в том, что же необходимо сделать для разрыва этого цикла.

(Окончание следует, см. http://rusrim.blogspot.com/2025/03/2.html )

Карл Мелроуз (Karl Melrose)

Источник: блог Meta-IRM
https://metairm.substack.com/p/records-management-and-the-maturity

Ответ на вопрос коллеги о номенклатуре дел современного формата

Вопрос: Подскажите, есть ли примеры иного принципа систематизации дел, т.е. номенклатура дел современного формата?

Ответ: Номенклатура дел является справочником по структуре документального фонда организации, а также часто используется как локальный нормативный акт, устанавливающий сроки хранения дел и документов (если те не установлены законодательством).

В электронной среде управления документами (как электронными, так и бумажными) номенклатуру дел вполне может заменить электронная классификационная схема, сформированная в СЭД или иной подходящей информационной системе (если она будет достаточно полной, включая также сроки хранения). При этом уже не нужно ни думать наперёд о возможных заголовках, ни утверждать их состав – и пересматривать ежегодно тоже не нужно.

При желании, классификационную схему можно распечатать и утвердить по-старинке.

Замечательное, хотя и редко используемое свойство передовых СЭД – это возможность поддерживать одновременно несколько классификационных схем (одну – для делопроизводителей и архивистов, другую – для деловых подразделений, третью – для ИТ), и возможность отображения дел (и документов) не в одной-единственной структуре более высокого уровня, а в нескольких – если это почему-либо удобно для работы. Соответствующие функциональные требования были включены, например, в известные спецификации MoReq2.