вторник, 31 декабря 2024 г.

С Новым Годом! С новым счастьем!

Дорогие друзья и коллеги,

Вот и подошёл к концу непростой 2024 год, и мы готовимся встретить год зелёной змеи, который, как обещают, будет несколько менее напряженным, но всё равно чреватым переменами. Очевидно, что эти перемены обязательно затронут и нашу сферу деятельности.

Я благодарна всем вам за то, что в этом году вы были со мной, и надеюсь, что и в будущем году вы будете читать мой блог и посещать другие мои каналы – а я, в свою очередь, постараюсь держать вас в курсе того, какие связанные с управлением документами и архивным делом события происходят в стране и в мире.

Я желаю вам оставить в старом году все невзгоды и проблемы, и взять с собой в 2025 год только позитивное настроение и хорошие воспоминания. Пусть в новом году будет крепким здоровье, пусть вас ждёт тепло, забота и любовь в доме, благополучие и удача, успехи на работе и профессиональный рост!

С учётом непростой экономической ситуации и развала глобализации, можно предположить, что нам всё труднее будут получать от работодателей необходимые ресурсы – придётся доказывать свою полезность, а для этого и осваивать современные технологии, и более активно поддерживать оперативную работу «зарабатывающих» подразделений. С моей точки зрения, для выживания в такой ситуации специалистам отрасли крайне важно следить за ситуацией, постоянно повышать свою квалификацию и расширять кругозор с тем, чтобы оставаться востребованными. К сожалению, следствием де-глобализации станет не только импортозамещение и сокращение научно-технических и культурных связей с Западом, но и отказ, под благовидным предлогом, изучать зарубежный опыт – соответственно, всё чаще будут появляться на свет глобально-уникальные «самострочные» решения вроде МЧД …

Можно ожидать, что в наступающем году будет усиливаться внимание к вопросам информационной безопасности и особенно защиты персональных данных. Возможно возрождение интереса к документационной составляющей усилий по обеспечению непрерывности деловой деятельности и восстановления после катастроф. Обострится как в оперативной работе, так и при обеспечении долговременной сохранности юридически значимых документов проблема управления машиночитаемыми доверенностями.

Ещё более актуальной станет тема электронных архивов, и продвижение здесь будет, скорее всего, идти традиционным образом, наступая по пути на все мыслимые и немыслимые «грабли». Вероятно, будут усиленно продвигаться «архивные» форматы усиленных электронных подписей типа CAdES-B-LTA.

Вне всякого сомнения, в наступающем году мы много будем говорить об искусственном интеллекте и его использовании в управлении документами и архивном деле – как водится, с акцентом на наиболее сложные, затратные и непрактичные варианты его использования :)

Выйдет в свет ряд инновационных международных стандартов, касающихся управления документами и архивного дела в контексте современных технологий.

Ещё раз желаю вам счастливого Нового Года!

Наташа

Архив, материалы которого затрагивают несколько органов чувств, часть 2: Использование органов чувств для доступа и взаимодействия с коллекциями (2)

(Окончание, начало см. http://rusrim.blogspot.com/2024/12/2-1.html )

Группа purpleSTARS в Национальных Архивах Великобритании

В рамках своего исследования я взаимодействовала с группой purpleSTARS («Фиолетовые звёзды», https://purplestars.org.uk/ ) – это группа исследователей, включая лиц с ограниченными возможностями, которые предоставляют экспертные знания и повышают осведомленность о различных способах взаимодействия аудитории с коллекциями. В январе 2024 года участники исследования посетили Национальные Архивы, чтобы изучить и дать свои отзывы о потенциале сенсорного подхода к обеспечению доступности наших коллекций.

Ценность этого подхода для разрушения барьеров и раскрытия наших коллекций для аудитории с различными тактильными и сенсорными потребностями была очевидна сразу же. Некоторые из исследователей пришли к нам, полагая, что архив - это не место для них, но ушли с прямо противоположными чувствами. Была очевидна атмосфера взволнованности в связи с тем, что нам разрешили физически потрогать наши документы, и что благодаря сенсорному подходу документы и предметы в нашей коллекции стали доступными.

Мы задали различные вопросы о нашей коллекции, акцентируя внимание на мультисенсорных характеристиках наших документов (например, как можно прикрепить такие тяжелые печати к документам и не сломать их), - и появились альтернативные точки зрения и идеи. Это привнесло очень личный, «очеловечивающий» оттенок в понимание наших коллекций.


Члены группы purpleSTARS во время визита в Национальные Архивы Великобритании

В целом, этот визит продемонстрировал, как открытие подобным образом наших коллекций для аудитории позволяет найти альтернативные способы их изучения и понимания.

Проявлением этого потенциала стала та творческая реакция, на которую вдохновил данный визит. Исследователи создали сенсорную «этикетку», демонстрирующую инклюзивный сенсорный способ передачи информации об объекте, и придумали план занятия по изготовлению печатей в качестве креативного способа передачи знаний о материальных аспектах нашей коллекции.

Члены группы purpleSTARS написали на блоге два поста о своём визите в Национальные Архивы. Вы можете прочитать их на сайте группы соответственно по адресам https://www.rixinclusiveresearch.org/sensory-expedition-at-the-national-archives-2/ и https://www.rixinclusiveresearch.org/sensory-expedition-at-the-national-archives/ .

Преимущества использования органов чувств, и какой в этом смысл

Итак, что можно в итоге сказать о ценности использования наших органов чувств для взаимодействия с архивными коллекциями?

  • Здесь имеется потенциал для обеспечения более равноправного доступа для различных групп пользователей, включая тех, у которых имеются специфические тактильные и сенсорные потребности. Предоставляя альтернативный способ доступа, изучения, поиска ответов на вопросы и понимания наших документов, мы можем «разблокировать» наши коллекции для различных групп, делая возможным выражение различные взглядов на наши коллекции и использование разных способов взаимодействия с ними.

  • Использование наших органов чувств обогащает «историю» объекта, выводя её за рамки письменных текстов и помогая нам понять его на более глубоком уровне, а также заново «погружая» объекты в научные представления и интерпретационные повествования.

  • Создаются возможности для противодействия имевшей место в прошлом дискриминации и способствования инклюзивному взаимодействию с коллекциями и объектами культурного наследия. Это, в свою очередь, может оказать положительное влияние на физическое благополучие и чувство принадлежности людей.

  • Исследовать и взаимодействовать с объектами, используя наши органы чувства, весело! Благодаря этому завязываются беседы, поощряются новые вопросы и общение людей друг с другом.


Мультисенсорный архив: Данный плакат демонстрирует ряд преимуществ и возможностей, связанных с использованием сенсорного подхода для взаимодействия с архивными коллекциями

Этот проект показал мне, что взаимодействие с чувственными характеристиками объектов открывает возможности как для расширения доступа к архивным коллекциям для разнообразной аудитории, так и для повышения удобства работы и повышения удовлетворённости пользователей архивов.

В дальнейшем я намереваюсь использовать полученные знания и укреплять налаженные мною связи для поддержки реализуемых здесь, в Национальных Архивах, практик инклюзивного доступа и проектов вовлечения, которые направлены на расширение доступа к нашим коллекциям.

То, чему я научилась, я также применяю на практике, создавая сенсорные экспозиции. На экспозиции «Извлечённые на свет истории» (Stories Unboxed, https://www.nationalarchives.gov.uk/about/visit-us/whats-on/exhibitions/stories-unboxed/ ), которую Вы можете посетить в Национальных Архивах в октябре 2024 года и где рассказывается история одного из наших документов, - Вы можете с помощью осязания, звука и обоняния изучить материальную историю объекта из нашей средневековой коллекции - небольшого свитка XIII века (каталожный номер E 101/234/19, https://beta.nationalarchives.gov.uk/explore-the-collection/stories/medieval-irish-roll-with-hidden-grievances ). Этот документ является частью проекта Виртуальной документальной сокровищницы Ирландии (Virtual Record Treasury of Ireland, https://virtualtreasury.ie/ ). Если Вы сможете посетить эту экспозицию, пожалуйста, сообщите нам о своих сенсорных впечатлениях, оставив свой отзыв на стенде.

Сара Петер (Sarah Petter)

Источник: Блог Национальных Архивов Великобритании
https://blog.nationalarchives.gov.uk/multisensory-archive-using-our-senses-to-access-and-engage-with-collections/

Росстандарт: Опубликован стандарт ГОСТ Р 71484.4-2024 «Качество данных для аналитики и машинного обучения. Часть 4. Структура процесса управления качеством данных»

На сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ( http://www.gost.ru/ ) в декабрьском 2024 года разделе ( https://protect.gost.ru/default.aspx?control=6&month=12&year=2024 ) выложен стандарт ГОСТ Р 71484.4-2024 (ИСО/МЭК 5259-4:2024) «Искусственный интеллект. Качество данных для аналитики и машинного обучения. Часть 4. Структура процесса управления качеством данных» объёмом 36 страниц, вступающий в силу 01.01.2025 года, см. https://protect.gost.ru/document1.aspx?control=31&baseC=6&id=264238 .

Стандарт разработан Научно-образовательным центром компетенций в области цифровой экономики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова» и ООО «Институт развития информационного общества» (ИРИО) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта ISO/IEC 5259-4:2024 «Искусственный интеллект - Качество данных для аналитики и машинного обучения – Часть 4: Рамочная концепция процесса обеспечения качества данных» (Artificial intelligence - Data quality for analytics and machine learning (ML) - Part 4: Data quality process framework, см. https://www.iso.org/standard/81093.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:81093:en , а также мой пост http://rusrim.blogspot.com/2024/07/isoiec-5259-12024-4.html - Н.Х.).

Во вводной части стандарта отмечается:

«Количество продуктов, систем или решений, связанных с искусственным интеллектом, в последние годы быстро растет. Одна из общих характеристик систем искусственного интеллекта, особенно для систем, использующих машинное обучение с учителем, заключается в том, может ли система искусственного интеллекта обучаться на наборе данных перед развертыванием или ее можно обучать динамически в процессе использования системы.

Общепризнанно, что данные играют существенную роль в системах искусственного интеллекта на основе машинного обучения. Для всех подходов к машинному обучению с учителем, без учителя, с частичным привлечением учителя, с подкреплением качество данных может быть главной проблемой при создании и использовании данных для обучения и оценки систем машинного обучения. Как правило, при использовании более точных и богатых данных результаты аналитики и машинного обучения могут быть более полезными и надежными. Кроме того, для разработки систем искусственного интеллекта на основе обучения с учителем необходимы большие объемы размеченных данных для конкретных задач. Это делает аккуратно размеченные данные одним из самых важных ресурсов в сфере искусственного интеллекта. В настоящее время существует проверенный рынок промышленных сервисов и инструментов для разметки обучающих данных. Сегодня этот рынок достигает уровня зрелости, который оправдывает разработку международных стандартов в интересах поставщиков и пользователей этих услуг и инструментов для обеспечения высокого качества размеченных данных.

В настоящем стандарте описывается внедрение единой стандартизированной процедуры обработки данных в отношении качества данных для аналитики и машинного обучения.

Настоящий стандарт устанавливает общие организационные подходы, используемые независимо от типа, размера или характера организации, для обеспечения качества данных для обучения и оценки в области аналитики и машинного обучения. Стандарт включает в себя руководство по процессу управления качеством данных для:

  • машинного обучения с учителем;

  • машинного обучения без учителя;

  • машинного обучения с частичным привлечением учителя;

  • аналитики.

Настоящий стандарт применим к обучающим и тестовым данным, которые поступают из различных источников, включая сбор и комплектование данных, подготовку данных, разметку данных, оценку и использование данных. Настоящий стандарт не определяет конкретные сервисы, платформы или инструменты.»

Содержание стандарта следующее:

Предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Сокращения
5. Принципы процесса управления качеством данных
6. Структура процесса управления качеством данных
7. Процесс управления качеством данных для машинного обучения
8. Методы и процесс разметки данных
9. Роли участников
10. Процесс управления качеством данных для машинного обучения с частичным привлечением учителя
11. Процесс управления качеством данных для обучения с подкреплением
12.  Процесс управления качеством данных для аналитики
Библиография

Источник: сайт Росстандарта
https://protect.gost.ru/document1.aspx?control=31&baseC=6&id=264238

понедельник, 30 декабря 2024 г.

Архив, материалы которого затрагивают несколько органов чувств, часть 2: Использование органов чувств для доступа и взаимодействия с коллекциями (1)

Данная заметка Сара Петер (Sarah Petter – на фото) была опубликована 10 октября 2024 года на блоге Национальных Архивов Великобритании.

В ходе недавнего проекта, который я выполняла в Национальных Архивах Великобритании, я изучала, как чувственное восприятие может быть использовано для доступа, взаимодействия и понимания материальности архивных коллекций.

В первом из своих постов я рассказала о чувственно воспринимаемых (сенсорных) характеристикам архивных документов (см. https://blog.nationalarchives.gov.uk/multisensory-archive-sensory-characteristics-of-archival-documents ). Следующим этапом моего исследования было понимание тех возможностей, которые использование чувственных ощущений открывает для расширения доступа к коллекциям. С этой целью я проводила три типа исследований: это были исследования, выполнявшиеся посредством бесед; выполнявшиеся в ходе совместной работы; а также кабинетные исследования примеров из практики.

Использование органов чувств в секторе культурно-исторического наследия

Запахи

Знаете ли Вы о том, что есть возможность сохранять и воссоздавать «исторические» запахи? Используя научный анализ, такой как газовая хроматография и масс-спектрометрия, можно фиксировать и анализировать химический состав объектов через их выделяемые ими летучие органические соединения (газы, которые они выделяют), а затем воссоздавать его, словно по рецепту.

Воссозданные запахи используются на выставках, в экскурсионных турах, на образовательных занятиях, на просветительских мероприятиях, а также для распространения результатов научных исследований. В рамках исследовательского проекта Odeuropa («Запахи Европы», см. https://odeuropa.eu/the-olfactory-storytelling-toolkit/ ) изучались возможности использования запахов в рамках научных исследований и взаимодействия с пользователями. Результаты показали, что запахи могут помочь с открытием новых перспектив для коллекций, порождая дискуссии и раскрывая новые и неожиданные исторические факты.

Звуки


Ноты в архиве. Номер по каталогу EXT 11/140

Звук используется и как инструмент обеспечения сохранности, и как средство вовлечения. Звуки материального мира, такие как звук перелистывания страниц, ассоциируются с расслабляющим эффектом автономной сенсорной меридиональной реакции (АСМР - autonomous sensory meridian response, ASMR, о ней см. Википедию https://ru.wikipedia.org/wiki/Автономная_сенсорная_меридиональная_реакция - Н.Х.), -
могут привлекать глобальную интернет-аудиторию «материальностью» коллекций, как показал опыт Музея Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum, см, например, https://www.youtube.com/playlist?list=PLe2ihXndm5jseo_RGEGeEbPy09z0nlmZE ). С помощью звука также можно сохранить имеющееся в составе коллекций нематериальное наследие – отражённое, например, в нотах - а также представить коллекции в контексте естественной для них среды для улучшения понимания.

Осязание


Центральную роль в обеспечении возможности прикоснуться к материалам коллекций играют консерваторы и реставраторы. Посредством проведения оценки рисков и оказания соответствующей поддержки, предметы коллекций могут быть сделаны доступными для аудитории с дополнительными тактильными потребностями. Полезность прикосновения в усилении получаемых от объектов впечатлений заметна даже при использовании факсимиле, поскольку получаемая обратная связь указывает на то, что посетители всех возрастов получают значимые яркие впечатления при взаимодействии с представляемыми на выставках высококачественными факсимиле из идентичных оригиналу материалов.

(Окончание следует, см. http://rusrim.blogspot.com/2024/12/2-2.html )

Сара Петер (Sarah Petter)

Источник: Блог Национальных Архивов Великобритании
https://blog.nationalarchives.gov.uk/multisensory-archive-using-our-senses-to-access-and-engage-with-collections/

Росстандарт: Опубликован стандарт ГОСТ Р 71484.2-2024 «Качество данных для аналитики и машинного обучения. Часть 2. Показатели качества данных»

На сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ( http://www.gost.ru/ ) в декабрьском 2024 года разделе ( https://protect.gost.ru/default.aspx?control=6&month=12&year=2024 ) выложен стандарт ГОСТ Р 71484.2-2024 (ИСО/МЭК 5259-2:2024) «Искусственный интеллект. Качество данных для аналитики и машинного обучения. Часть 2. Показатели качества данных» объёмом 40 страниц, вступающий в силу 01.01.2025 года, см. https://protect.gost.ru/document1.aspx?control=31&baseC=6&id=264240 .

Стандарт разработан Научно-образовательным центром компетенций в области цифровой экономики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова» и ООО «Институт развития информационного общества» (ИРИО) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта ISO/IEC 5259-2:2024 «Искусственный интеллект - Качество данных для аналитики и машинного обучения – Часть 2: Показатели качества данных» (Artificial intelligence - Data quality for analytics and machine learning (ML) - Part 2: Data quality measures, см. https://www.iso.org/standard/81860.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:81860:en ).

Во вводной части стандарта отмечается:

«Ввиду того, что сегодня решения все активнее принимаются на основе данных, встают новые задачи по управлению качеством данных в области аналитики и искусственного интеллекта на основе машинного обучения. Проблемы с качеством данных, такие как неполные, ложные или устаревшие данные, могут отрицательно повлиять на процессы и результаты аналитики и машинного обучения. Данные из различных источников, включая структурированные данные (например, содержащиеся в реляционных базах данных) и неструктурированные данные (например, документы, изображения, аудио), могут быть напрямую использованы в жизненном цикле данных для аналитики и разработки моделей машинного обучения. Данные преобразуются на каждом этапе жизненного цикла данных аналитики и машинного обучения. Чтобы анализ данных и модели машинного обучения были безопасными, надежными и совместимыми, необходим целостный стандартизированный подход к контролю, производству и поставке достаточного количества высококачественных данных. Для разработки надежного управления качеством данных для аналитики и машинного обучения можно рассмотреть внутренние международные стандарты качества данных, включая концепции и варианты использования, характеристики и измерения, требования к управлению и структуру процессов.

Настоящий стандарт является частью серии ИСО/МЭК 5259 и основан на серии стандартов ИСО 8000, ИСО/МЭК 25012 и ИСО/МЭК 25024. Целью настоящего стандарта является описание модели качества данных посредством определения характеристик качества данных и показателей качества данных на основе ИСО/МЭК 25012 и ИСО/МЭК 25024. Модели качества данных могут быть расширены или изменены в соответствии с настоящим стандартом.

... В настоящем стандарте представлена модель качества данных, показатели качества данных и рекомендации по составлению отчетов о качестве данных для аналитики и машинного обучения.

Документ применим для всех типов организаций, которые хотят достичь своих целей в области качества данных.»

Содержание стандарта следующее:

Предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Сокращения
5. Компоненты качества данных и модели качества данных для аналитики и машинного обучения
6. Характеристики качества данных и показатели качества
7. Реализация модели качества данных и показателей качества данных для задач аналитики или машинного обучения
8. Отчетность о качестве данных
Приложение А (справочное): Проектирование и документирование функции измерения
Приложение В (справочное): Модель структуры показателя качества данных (в нотации UML)
Приложение С (справочное): Обзор характеристик качества данных
Приложение D (справочное): Альтернативные группы характеристик качества данных
Приложение Е (справочное): Сравнение характеристик качества данных ИСО/МЭК 25012 с настоящим стандартом
Библиография

Источник: сайт Росстандарта
https://protect.gost.ru/document1.aspx?control=31&baseC=6&id=264240

воскресенье, 29 декабря 2024 г.

Росстандарт: Опубликован стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 20547-3-2024 «Эталонная архитектура больших данных. Часть 3. Эталонная архитектура»

На сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ( http://www.gost.ru/ ) в ноябрьском 2024 года разделе ( https://protect.gost.ru/default.aspx?control=6&month=11&year=2024 ) выложен новый стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 20547-3-2024 «Информационные технологии. Эталонная архитектура больших данных. Часть 3. Эталонная архитектура» объёмом 42 страницы, вступающий в силу 01.01.2025 года, см. https://protect.gost.ru/document1.aspx?control=31&baseC=6&id=263929 .

Стандарт разработан Научно-образовательным центром компетенций в области цифровой экономики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова» и ООО «Институт развития информационного общества» (ИРИО) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта ISO/IEC 20547-3:2020 «Информационные технологии – Эталонная архитектура больших данных – Часть 3: Эталонная архитектура» (Information technology - Big data reference architecture - Part 3: Reference architecture, https://www.iso.org/standard/71277.html - см. также мой пост https://rusrim.blogspot.com/2020/04/isoiec-20547-3.html - Н.Х.). Стандарт внесён Техническим комитетом по стандартизации ТК 164 «Искусственный интеллект».

Во вводной части стандарта отмечается:

«Настоящий стандарт определяет эталонную архитектуру больших данных, которая включает концепции и архитектурные представления.

Эталонная архитектура больших данных, представленная в настоящем стандарте, определяет две архитектурные точки зрения:

  • пользовательское представление, определяющее роли/подроли, их отношения и типы действий в экосистеме больших данных;

  • функциональное представление, определяющее архитектурные уровни и классы функциональных компонентов на этих уровнях, которые реализуют виды деятельности исполнителей ролей/подролей в пользовательском представлении.

Эталонная архитектура больших данных предназначена:

  • для обеспечения общего языка для различных заинтересованных сторон;

  • для поощрения приверженности соблюдения общих стандартов, спецификаций и шаблонов;

  • для обеспечения согласованности реализации технологии для решения однотипных наборов задач;

  • для облегчения понимания операционных особенностей больших данных;

  • для иллюстрации и понимания различных компонентов, процессов и систем в контексте общей концептуальной модели больших данных;

  • для подготовки к представлению технической справки для государственных организаций, агентств и других потребителей, обеспечивающей возможности понимания, обсуждения, классификации и сравнения решений для больших данных;

  • для взвешенного анализа создаваемых стандартов с точки зрения интероперабельности, переносимости, возможности повторного использования и расширяемости.»

Содержание стандарта следующее:

Предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Сокращения
5. Условные обозначения
6. Концепция эталонной архитектуры больших данных
7. Пользовательское представление
8. Сквозные аспекты
9. Функциональное представление
Приложение А (справочное): Сопоставление функциональных представлений при интеграции эталонной архитектуры больших данных с эталонной архитектурой других систем
Приложение В (справочное): Примеры взаимосвязей ролей в экосистеме больших данных
Приложение С (справочное): Основные понятия стратегического и оперативного управления данными, управления качеством данных в контексте больших данных
Библиография

Источник: сайт Росстандарта
https://protect.gost.ru/document1.aspx?control=31&baseC=6&id=263929

Карл Мелроуз и его коллеги Майкл Аптон и Джуди Верно выложили 47-й подкаст по теме таксономий с участием Хелен Липпел

19 декабря 2024 года на канале «Information Revolution podcast» на сайте YouTube ( https://www.youtube.com/@informationrevolutionpodca8610/videos ) был выложен очередной, 47-й по счёту подкаст, подготовленный австралийским специалистом в области управления документами и информацией Карлом Мелроузом (Karl Melrose – на фото) и его новозеландскими коллегами Майклом Аптоном (Michael Upton) и Джуди Верно (Judi Vernau). В записи эпизода снова приняла участие Хелен Липпел  (Helen Lippell).

Напомню, что если открыть подкаст в браузере Yandex, то при наведении курсора в верхнюю часть видео появится меню, позволяющее включить ИИ-автоперевод и субтитры (можно выбрать как английский, так и русский язык, нажав на «троеточие»). Подготовка автоперевода может занять несколько минут.

Эпизод 47: «Разговор о таксономиях» с участием Хелен Липпел (Taxonomies with Helen Lippell)


Подкаст продолжительностью 30 минут был выложен 19 декабря 2024 года. В описании этого подкаста (см. https://www.youtube.com/watch?v=Tgimo8umg9g ) сказано:

«В нашем последнем выпуске перед уходом на новогодние каникулы мы имели удовольствие побеседовать с консультантом по таксономии Хелен Липпелл (Helen Lippell), редактором книги «Таксономии» (Taxonomies) и руководителем обучающей программы по таксономии (Taxonomy Boot Camp). Мы говорили о ценности семантической работы, об экономической эффективности поддержания таксономий в порядке и, конечно же, о том, насколько хорошо эти инструменты поддерживают использование искусственного интеллекта.

Каким-то образом мы коллективно галлюцинировали о существовании авиакомпании «Canada Airlines» - при этом в контексте обсуждения относительной точности работы людей и технологий! Великолепно.»

Майкл Аптон в своём посте в социальной сети LinkedIn отметил:

«Нам повезло, что на записи последней в 2024 году подкаста в серии «Информационная революция» к нам присоединилась превосходный консультант по таксономии Хелен Липпелл (Helen Lippell), чтобы поговорить о таксономиях, словарях, семантических слоях и прочем!

Если у вас есть конкретные вопросы или обратная реакция на эту беседу, то имейте в виду, что Хелен согласилась в будущем снова побывать у нас, - так что дайте нам знать!»

Источник: сайт YouTube / сайт LinkedIn
https://www.linkedin.com/posts/michaeluptonnz_lucky-last-information-revolution-for-2024-activity-7275585715382460417-mFFc
https://www.youtube.com/watch?v=Tgimo8umg9g 

суббота, 28 декабря 2024 г.

Росстандарт: Опубликован предстандарт ПНСТ 961-2024 «Системы искусственного интеллекта в здравоохранении. Этические аспекты»

На сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ( http://www.gost.ru/ ) в ноябрьском 2024 года разделе ( https://protect.gost.ru/default.aspx?control=6&month=11&year=2024 ) выложен новый предварительный национальный стандарт ПНСТ 961-2024 «Системы искусственного интеллекта в здравоохранении. Этические аспекты» объёмом 12 страниц, вступающий в силу 01.01.2025 года, см. https://protect.gost.ru/document1.aspx?control=31&baseC=6&id=263704 .

Стандарт разработан Научно-практическим клиническим центром диагностики и телемедицинских технологий Департамента здравоохранения города Москвы (ГБУЗ «НПКЦ ДиТ ДЗМ»), внесён Техническим комитетом по стандартизации ТК 164 «Искусственный интеллект».

Во вводной части стандарта отмечается:

«Технологии искусственного интеллекта активно внедряются и трансформируют систему здравоохранения. Целью внедрения систем искусственного интеллекта (СИИ) является повышение качества лечебно-диагностических процессов, создание новых цифровых сервисов для пациентов и увеличение эффективности планирования и управления отраслью.

Растет число научных исследований и компаний, разрабатывающих специализированные СИИ для здравоохранения на территории Российской Федерации. Такие системы оказывают непосредственное влияние на жизнь и здоровье сообществ, отдельно взятых пациентов и медицинского персонала.

Вместе с этим, внедрение СИИ неразрывно связано с этическими аспектами, которые возникают из-за особенностей технологий искусственного интеллекта, причем этические аспекты характерны для всех этапов жизненного цикла таких систем: от разработки, внедрения и до применения в условиях реальной клинической практики и последующего вывода из эксплуатации.

Вопросы этики СИИ в здравоохранении естественным образом продолжают традиции как общей этики искусственного интеллекта и инноваций, так и профессиональной этики врачей, при этом имея собственные уникальные аспекты. Из-за стремительного развития технологий и новизны данной тематики этика должна эволюционировать сообразно технологиям и моральным вопросам, которые они затрагивают. При этом принятие решений при разработке и внедрении СИИ в сфере здравоохранения должно основываться на моральной философии, научном знании и гуманистическом подходе. Только при своевременном, добросовестном и мультидисциплинарном подходе к этическим аспектам и поиске путей к их решению внедрение технологий искусственного интеллекта в здравоохранение может быть осуществлено эффективно и безопасно, сохранив и обеспечив права пациентов, справедливость, прозрачность в принятии медицинских решений, и доверие к этим технологиям.

Основной целью настоящего стандарта является определение единых моральных и этических принципов и последующее следование им всех вовлеченных сторон в жизненный цикл СИИ.

... Настоящий стандарт распространяется на технологии искусственного интеллекта, используемые в здравоохранении. Настоящий стандарт устанавливает этические требования к системам искусственного интеллекта (СИИ).»

Содержание стандарта следующее:

Предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Общие положения
5. Этические требования к системам искусственного интеллекта
Библиография

Источник: сайт Росстандарта
https://protect.gost.ru/document1.aspx?control=31&baseC=6&id=263704

Росстандарт: Опубликован стандарт ГОСТ Р ИСО 21502-2024 «Управление проектами, программами и портфелями. Руководство по управлению проектами»

На сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ( http://www.gost.ru/ ) в декабрьском 2024 года разделе ( https://protect.gost.ru/default.aspx?control=6&month=12&year=2024 ) выложен новый стандарт ГОСТ Р ИСО 21502-2024 «Управление проектами, программами и портфелями. Руководство по управлению проектами» объёмом 50 страниц, вступающий в силу 01.01.2025 года, см. https://protect.gost.ru/document1.aspx?control=31&baseC=6&id=264156 .

Стандарт разработан НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс» (ООО «НИИ «Интерэкомс») совместно с ГК «Проектная ПРАКТИКА» на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта  ISO 21502:2020 «Менеджмент портфолио проектов и программ - Руководство по управлению проектами» (Project, programme and portfolio management - Guidance on project management, см. https://www.iso.org/standard/74947.html и https://www.iso.org/obp/ui/en/#!iso:std:74947:en - а также мой пост http://rusrim.blogspot.com/2014/06/blog-post_28.html - Н.Х.). Стандарт внесён Техническим комитетом по стандартизации ТК 205 «Управление проектами».

Во вводной части стандарта отмечается:

«Настоящий стандарт содержит руководящие указания по управлению проектами. Он может использоваться в организациях любого типа, на проектах любого типа, независимо от их цели, методов реализации, используемой модели жизненного цикла, сложности, масштаба, стоимости или длительности.

Примечание — В качестве подхода к поставке продукта проекта может быть выбран любой метод или процесс, подходящий для данного типа продукта, в том числе предиктивный, инкрементальный, итеративный, адаптивный или гибридный, включая гибкие подходы.

В настоящем стандарте приводится общее описание практик управления проектом, которые себя зарекомендовали как хорошо работающие и позволяющие получать хорошие результаты. В настоящем стандарте не содержатся руководящие указания по управлению программами и портфелями. Темы, относящиеся к общему менеджменту, рассматриваются только в части, связанной с управлением проектами.»

Содержание стандарта следующее:

Предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Основные концепции управления проектами
5. Предпосылки для формализации управления проектами
6. Интегрированные практики управления проектом
7. Управленческие практики при реализации проекта
Приложение А (справочное): Процессы управления проектами, основанные на практиках
Библиография

Источник: сайт Росстандарта
https://protect.gost.ru/document1.aspx?control=31&baseC=6&id=264156

пятница, 27 декабря 2024 г.

Продолжающийся «бумажный след» - постоянная проблема цифровой трансформации

Данная заметка Дика Вейсингера (Dick Weisinger – на фото) была опубликована 25 ноября 2024 года на блоге компании Formtek.

Цифровая трансформация продолжает преобразовывать отрасли и государственные учреждения, обещая повышение эффективности и доступности. Процесс перехода от бумажных документов к электронным, однако, является сложным и нередко идёт с задержками. Недавним примером этой постоянной проблемы является решение Национальных Архивов США (NARA) продлить крайний срок перевода федеральными органами исполнительной власти в электронный формат их кадровых дел ( https://www.meritalk.com/articles/nara-extends-deadline-for-paper-personnel-files-amid-digital-transition/ ).

Первоначально Национальные Архивы установили для федеральных органов исполнительной власти 31 декабря 2022 года как крайний срок, после которого прекратится приём бумажных документов на архивное хранение. Эта амбициозная цель была частью более широкой инициативы по модернизации управления документами в органах федерального правительства. Однако по мере приближения крайнего срока стало ясно, что многие федеральные органы с трудом справляются с этой задачей (в первую очередь в связи с тем, что достижение этой цели не подкреплялось выделением необходимых ресурсов – Н.Х.). С учётом этого Национальные Архивы продлили крайний срок до 30 июня 2024 года, предоставив федеральным органам исполнительной власти дополнительное время для завершения перехода на электронно-цифровые технологии. Также были введены дополнительные исключения, допускающие передачу определённых бумажных дел вплоть до июня 2025 года.

Этот перенос сроков высвечивает сохраняющиеся проблемы при осуществлении усилий по цифровой трансформации. Несмотря на достижения в области технологий и широкое признание преимуществ электронных документов, процесс конвертирования скопившихся за десятилетия бумажных дел в цифровые форматы потребует много времени и ресурсов. Как отметил бывший директор по управлению документами в федеральном правительстве США (Chief Records Officer for the U.S. Government – должность в составе высшего руководства Национальных Архивов США – Н.Х.), «Мы понимаем, что федеральным органам исполнительной власти нужно больше времени для завершения этого перехода».

Последствия этой задержки значительны. Хотя электронные документы обещают множество преимуществ, включая более простой доступ, более широкие возможности для поиска и снижение затрат на хранение, - сохраняющаяся зависимость от бумажных дел означает, что эти преимущества остаются нереализованными во многих государственных органах и учреждениях. Более того, сосуществование бумажных и электронных систем может привести к неэффективности и потенциальным ошибкам при ведении документов.

Для ускорения цифрового перехода потребуются более надёжная поддержка и выделение ресурсов. Это может включать в себя увеличение финансирования усилий по оцифровке, улучшение обучения персонала и разработку более эффективных технологий конверсии. Кроме того, федеральным органам, возможно, потребуется проанализировать и пересмотреть свои процессы, определив, какие документы критически-важно оцифровать в первую очередь.

Хотя могут потребоваться годы на полное устранение бумажных документов, продолжающиеся усилия Национальных Архивов и других федеральных ведомств демонстрируют приверженность цифровой трансформации. По мере того, как технологии продолжают эволюционировать, а организации становятся более искусными в вопросах управлении электронными документами, мы можем ожидать постепенного, но стабильного прогресса в направлении полностью электронно-цифрового будущего. В то же время продление крайних сроков для использования бумажных документов служит напоминанием о том, что путь цифровой трансформации часто оказывается более долгим и сложным, чем изначально предполагалось.

Дик Вейсингер (Dick Weisinger)

Мой комментарий: К сожалению, автор не учитывает ряд важных факторов, говорящих о том, что полный отказ от бумажных документов может оказаться ошибкой:

  • На данный момент нет 100% уверенности в том, что удастся обеспечить долговременную сохранность электронных документов на интервалах времени порядка сотни лет, особенно с учётом того, как быстро меняются технологии.

    Ситуация может оказаться особенно критичной, если соответствующей стране придётся пройти через период социальных потрясений, когда всем будет не до старых документов;

  • В случае чрезвычайных ситуаций наличие аналоговых документов, для работы с которыми достаточно фонарика и лупы, может очень выручить.

    Сейчас, конечно, можно подстраховаться на случай ЧС, используя цифровые технологии (создавая запас резервных ноутбуков и планшетов, аккумуляторов к ним, зарядных устройств и электрогенераторов) – но это дорого и сложно, и не всем под силу;

  • Когда речь идёт о сохранении документов на протяжении многих сотен и даже тысяч лет, использование аналоговых носителей информации пока что остаётся предпочтительным.

  • Определённые бумажные документы ценны не только содержащейся в них информацией, но и являются историческими артефактами, вызывающими у людей эмоции; имеют церемониальное или ностальгическое значение – того же эффекта трудно добиться при использовании электронных документов.

Источник: блог компании Formtek
https://formtek.com/blog/the-persistent-paper-trail-digital-transformations-ongoing-challenge/

Будет создана Государственная информационная система удаленного использования архивных документов

Федеральный закон от 13.12.2024 №469-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»» дополнил статью 24 «Доступ к архивным документам» частями 3-8, в которых устанавливается обязанность Росархива создать государственную информационную систему (ГИС) удалённого использования архивных документов.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства (т.е. Росархив) создает, а уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере архивного дела и органы местного самоуправления - вправе создавать организационно-технические и другие условия, необходимые для предоставления услуги удаленного доступа к архивным документам и справочно-поисковым средствам к ним и их использования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (ч.3).

Мой комментарий: Такая формулировка - об обязанности Росархива и о праве уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере архивного дела и органов местного самоуправления реализовать услугу удалённого доступа к архивным документам - возникла в связи с тем, что архивные службы регионов не подчиняются напрямую Росархиву и решают всё самостоятельно.

В рамках предоставления услуги удаленного использования архивных документов пользователям архивных документов в сети Интернет обеспечивается возможность осуществлять (п.4):

  • Поиск необходимой архивной информации с помощью справочно-поисковых средств в электронном виде;

  • Просмотр и/или прослушивание электронных копий архивных документов, входящих в состав Архивного фонда РФ, преобразованных в электронный вид архивом.

Предоставление услуги удаленного использования архивных документов, находящихся на хранении в федеральных государственных архивах, обеспечивается посредством ГИС удаленного использования архивных документов и справочно-поисковых средств к ним (п.5).

Положение о ГИС, в том числе порядок доступа к информации, содержащейся в ней, утверждается Правительством РФ (ч.6).

Государственные архивы субъектов РФ и муниципальные архивы вправе предоставлять услугу удаленного использования находящихся у них на хранении архивных документов и справочно-поисковых средств к ним посредством ГИС в соответствии с положением о ней, либо посредством региональных государственных информационных систем и муниципальных информационных систем в порядке, установленном соответственно нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами (ч.7).

За предоставление услуги в части просмотра и/или прослушивания электронных копий архивных документов, входящих в состав Архивного фонда Российской Федерации, преобразованных в электронный вид архивом, с пользователей может взиматься плата (ч.8). Размер платы за предоставление услуги, порядок и случаи взимания такой платы устанавливаются Правительством РФ.

Размер платы за предоставление услуги удаленного использования архивных документов посредством региональных ГИС и муниципальных информационных систем, порядок и случаи взимания такой платы устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

Плата за регистрацию пользователей архивными документами в ГИС удаленного использования архивных документов, а также за использование справочно-поисковых средств, содержащихся в ГИС, не взимается.

Мой комментарий: Мне кажется, что установление платы за доступ к государственным архивным документам - очень спорное решение, которое может вызвать недовольство активных пользователей архивной информации. В условиях, когда люди перестают ходить в архив лично, подобная плата по сути дела нарушит право граждан на бесплатный доступ к архивным документам, предусмотренный законодательством. Да и с какой стати граждане должны платить за доступ к уже оцифрованным за государственный счёт документам, ведь они уже оплатили все работы как налогоплательщики?

К счастью, Росархиву не дали право самостоятельно устанавливать размер оплаты за удаленный доступ. Размер оплаты установит правительство РФ – и, хочется надеяться, что оно сделает это разумно.

Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=493069

четверг, 26 декабря 2024 г.

Новая статья: «Мотивация для персонального ведения документов»

На веб-сайте издаваемого издательством Шпрингер (Springer) международного журнала «Архивная наука» (Archival Science, см. том 24, стр. 83–99, 2024 год) 19 января 2024 года была опубликована в открытом доступе новая статья австралийского специалиста Вивиан Фрингс-Хессами (Viviane Frings‑Hessami – на фото) из известного своей архивно-документационной научной школой университета Монаш.

Статья объёмом 17 страниц называется «Мотивация для персонального ведения документов: Роль личных факторов, грамотности в вопросах делопроизводства и полезности документов» (Motivations for personal recordkeeping practices: the roles of personal factors, recordkeeping literacy and the affordances of records). Её можно скачать по адресу https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/s10502-023-09431-9.pdf

В аннотации на статью сказано следующее:

«Зачем физические лица создают и ведут документы? До настоящего времени факторы, мотивирующие людей вести документы, исследовались мало.

В этой статье на примере личных документов, созданных принимавшими участие в проекте развития женщинами, проживающими в сельской местности в Бангладеш, исследуется та роль, которую личный выбор и внешнее влияние играют в развитии практики ведения документов.

Проведя интервью с участниками проекта после его окончания, автор статьи получила определённое представление о факторах, которые побуждали их создавать документы во время проекта, и о причинах, по которым они продолжали или прекращали делать это после окончания проекта; а также о влиянии внешних действующих лиц (в частности, местных сотрудников неправительственных организаций) на их практику ведения документов.

Автор показывает, что участники проекта начали создавать и вести документы, когда поняли, какое значение эти документы могут иметь для них в будущем, и что женщины, которые продолжали вести личные документы, были более образованными и более информационно-грамотными. С другой стороны, те участники, которые документировали информацию потому, что их поощряли к этому, перестали это делать, когда регулярный поток информации прекратился, и их уже больше не поощряли фиксировать информацию.

Автор приводи аргументы в пользу того, что факторы, побуждающие людей создавать и хранить документы, различаются в зависимости от возможностей, которые для них открывают эти документы. В то время как внешние действующие лица могут играть важную роль, мотивируя людей хранить документы в качестве доказательств, - для документов, которые ведутся ради их информационного содержания, определяющую роль играют личные мотивы и навыки работы с документами.»

Мой комментарий: Итак, наука подтвердила вроде бы хорошо известный факт, что люди ведут документы с целью сохранения важной для них информации, а также для использования их в качестве доказательств :)

Источник: сайт SpringerLink
https://link.springer.com/article/10.1007/s10502-023-09431-9

Китай: Сводка относящихся к архивной отрасли нормативно-правовых актов, опубликованных в 2024 году, часть 4

(Окончание, предыдущую часть см. http://rusrim.blogspot.com/2024/12/2024-3.html )

«Правила обеспечения безопасности государственных интернет-приложений» (《互联网政务应用安全管理规定》)

Правила требуют, чтобы создание и эксплуатация государственных интернет-приложений соответствовали положениям применимых законов и нормативных актов, а также обязательным требованиям национальных стандартов; чтобы предпринимались технические и другие необходимые меры для предотвращения таких рисков, как искажение контента, вызывая парализацию работы и кражу данных атаки; а также чтобы обеспечивалась безопасная и стабильная эксплуатация государственных интернет-приложений и защищённость данных.

Документ содержит 8 глав, в том числе по темам: общие принципы, запуск и разработка, информационная безопасность, безопасность сети и данных, безопасность электронной почты, мониторинг, раннее предупреждение и реагирование на чрезвычайные ситуации, надзор и управление, а также вспомогательные положения.

Мой комментарий: Текст документа доступен по адресу: https://www.cac.gov.cn/2024-05/22/c_1718054910848581.htm

Новая редакция «Закона Китайской Народной Республики о бухгалтерском учете» (《中华人民共和国会计法》)

Данный закон стандартизует бухгалтерский учёт, обеспечивает аутентичность и полноту учетной информации, укрепляет экономическое и финансовое управление, способствует повышению экономической эффективности и поддержанию порядка в социалистической рыночной экономике.

Мой комментарий: Текст документа доступен по адресу:
https://czt.ln.gov.cn/czt/lnhjw/xhjf/2024081310095930487/index.shtml

Участвуют архивы: «Положение об охране и использовании «красных» ресурсов провинции Цзянсу» (《江苏省红色资源保护利用条例》)

Документ был принят на седьмом заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей провинции Цзянсу 14-го созыва 12 января 2024 года и вступил в силу 1 марта 20024 года.

Документ поощряет архивы, музеи, художественные галереи, библиотеки и другие организации, а также частных лиц, делать доступными для общественности принадлежащие им или поддерживаемые ими ресурсы с «красными» (т.е. коммунистическими – Н.Х.) материалами.

Мой комментарий: Текст документа доступен по адресу: https://baike.baidu.com/item/江苏省红色资源保护利用条例/63605369?fr=ge_ala

«Порядок управления крупнейшим проектом после оценки Национальной комиссией по развитию и реформам» (《国家发展改革委重大项目后评价管理办法》)

Данный документ был подготовлен в целях улучшения системы управления крупнейшими проектами после их оценки, для стандартизации проектных работ после его оценки, для повышения уровня принятия инвестиционных решений и эффективности инвестиций, создания долгосрочного механизма государственных инвестиций для поддержки реализации фундаментальных для общественного благосостояния масштабных долгосрочных проектов, а также в целях совершенствования полного жизненного цикла государственных и корпоративных инвестиционных проектов.

Мой комментарий: Текст документа доступен по адресу: https://baike.baidu.com/item/国家发展改革委重大项目后评价管理办法/64793286?fr=ge_ala

«Положение о военной пенсии и льготах» (《军人抚恤优待条例》)

«Статья 29: Если на основе подлинников архивных документов и подлинников медицинских документов можно доказать, что полученная во время действительной службы инвалидность и её характер инвалидности соответствуют условиям для оценки степени инвалидности, то степень инвалидности может быть оценена».

«Статья 38: Государство должно создать механизм ухода и поддержки для получателей пенсий и льготного обслуживания, и постепенно совершенствовать систему регистрации информации об условиях жизни получателей пенсий и льгот».

Мой комментарий: Текст документа доступен по адресу: https://www.gov.cn/zhengce/zhengceku/202408/content_6968087.htm

«Порядок передачи на хранение нормативно-правовых актов» (《法规规章备案审查条例》)

После обнародования нормативно-правовых актов они, в соответствии с законодательством, должны быть сданы на хранение в течение 30 дней со дня опубликования. При сдаче на хранение нормативно-правовых актов представляются отчеты о передаче, тексты нормативно-правовых актов и пояснений, которые сшиваются в тома установленного формата. Одновременно должны быть представлены электронные тексты законов и нормативных актов.

Мой комментарий: Текст документа доступен по адресу: https://www.gov.cn/zhengce/zhengceku/202409/content_6972541.htm

«Правила Китайской Народной Республики управления генетическими ресурсами человека» (《中华人民共和国人类遗传资源管理条例》)

Генетические ресурсы человека, как отмечается в настоящих Правилах, включают как материалы, так и информацию о генетических ресурсах человека. Государство усиливает меры по обеспечению долговременной сохранности генетических ресурсов человека, ускоряет создание стандартизированной и нормализованной базовой платформы для сохранения генетических ресурсов человека и соответствующих «больших данных», а также обеспечивает поддержку соответствующих исследований и разработок.

Мой комментарий: Текст документа доступен по адресу: https://baike.baidu.com/item/中华人民共和国人类遗传资源管理条例/23557000?fr=ge_ala

«Временное положение о регистрации недвижимого имущества» (《不动产登记暂行条例》)

Книги регистрации недвижимого имущества должны вестись на электронном носителе. Если на данный момент для этого нет соответствующих условий, допускается использование бумажного носителя. Агентства по регистрации недвижимого имущества определяют единственно допустимый носитель книг регистрации недвижимого имущества. Если для ведения книг регистрации недвижимости используются электронные носители, должно регулярно проводиться их резервное копирование и внеофисное сохранение копий. Также должна быть установлена уникальная и определенная форма при конверсии на бумагу.

Мой комментарий: Текст документа доступен по адресу: https://baike.baidu.com/item/不动产登记暂行条例/15159171?fr=ge_ala

Источник: сайт компании NetEase, Inc.
https://www.163.com/dy/article/JJ9SVBD20538A2LW.html

среда, 25 декабря 2024 г.

Революция данных на основе ИИ в органах федерального правительства США: Лидерство или следование за лидерами?

Данная заметка Дика Вейсингера (Dick Weisinger – на фото) была опубликована 27 ноября 2024 года на блоге компании Formtek.

По мере того, как искусственный интеллект трансформирует отрасли, федеральное правительство США предпринимает значительные усилия для использования потенциала ИИ для улучшения управления данными и предоставления услуг. Вместо того, чтобы просто идти в ногу с частным сектором, федеральные органы исполнительной власти активно внедряют технологии ИИ с целью улучшения своей деятельности и лучшего обслуживания населения.

Недавний взрыв интереса к ИИ стал катализатором более эффективных методов и практик управления данными во всех органах федерального правительства. Директор по данным и ИИ Государственного департамента США Мэтью Грэвисс (Matthew Graviss), ( https://www.meritalk.com/articles/feds-ai-explosion-fueling-better-data-management/ ) отмечает, что они «использовали эту ситуацию, чтобы сказать: «Отлично, вам нужен ИИ? Тогда мы должны сделать данные качественными» - это взаимосвязанные вещи». Такой подход демонстрирует, каким образом государственные органы используют ИИ в качестве стимула для улучшения базовых методов и практик работы с данными.

Администрация Байдена предприняла конкретные шаги ( https://www.gibsondunn.com/biden-administration-ai-data-center-push/ ) для содействия внедрению ИИ в государственном управлении. В сентябре 2024 года Белый дом создал целевую группу по инфраструктуре центров обработки данных для ИИ (Task Force on AI Datacenter Infrastructure) для координации федеральной политики в масштабе всех органов исполнительной власти. Эта высокоуровневая инициатива подчеркивает важность, которую президентская администрация придает развитию ИИ.

Кроме того, Административно-бюджетное управление президентской администрации (Office of Management and Budget, OMB) опубликовало политику, требующую от всех федеральных органов исполнительной власти назначения до 27 мая 2024 года уполномоченных по ИИ (chief AI officer). Директор OMB по ИИ Конрад Стош (Conrad Stosz) поясняет, что эти должностные лица помогут «напрямую решать эти проблемы» и обеспечить «дополнительные меры для защиты людей в случаях, когда ИИ используется для рассмотрения важных вопросов».

Подход федерального правительства заключается в том, чтобы не просто идти в ногу с отраслью; он предусматривает установление стандартов и защитных мер. «Проект Билля о правах, связанных с применением искусственного интеллекта» (Blueprint for an AI Bill of Rights, https://www.whitehouse.gov/ostp/ai-bill-of-rights/ ), разработанный отделом Белого дома по политике в области науки и технологий, описывает принципы, которыми следует руководствоваться при проектировании и развертывании ИИ-систем, подчеркивая защиту общественных прав и ценностей.

Несмотря на то, что сохраняется ряд проблем, особенно связанных с обработкой растущих объемов данных, позиция федерального правительства в отношении ИИ и управления данными, предусматривающая упреждающие действия, может служить моделью для частного сектора. По мере развития этих инициатив мы надеемся увидеть в ближайшие годы более эффективные, гибко реагирующие и управляемые данными государственные услуги.

Подход федерального правительства США к ИИ и управлению данными отражает приверженность инновациям, сбалансированную с ответственностью. Активно внедряя эти технологии и одновременно устанавливая соответствующие этические принципы, федеральные органы исполнительной власти позиционируют себя не только в роли идущих в ногу с технологическими изменениями, но и в качестве лидеров в вопросах ответственного внедрения технологических изменений.

Дик Вейсингер (Dick Weisinger)

Источник: блог компании Formtek
https://formtek.com/blog/the-federal-governments-ai-driven-data-revolution-leading-or-following/

Китай: Сводка относящихся к архивной отрасли нормативно-правовых актов, опубликованных в 2024 году, часть 3

(Продолжение, предыдущую часть см. http://rusrim.blogspot.com/2024/12/2024-2.html )

Новые законы, затрагивающие вопросы управления документами и архивного дела

Новая редакция «Закона Китайской Народной Республики о защите государственной тайны» (《中华人民共和国保守国家秘密法》)

Государственные органы и подразделения должны

  • внедрить систему ответственности за защиту государственной тайны,

  • создать подразделение по работе с секретными документами либо назначить специальное должностное лицо, ответственное за обеспечение защиты государственной тайны в соответствии с Законом,

  • усовершенствовать системы управления зашитой государственной тайны,

  • улучшить меры ознакомление и образование по вопросам защиты государственной тайны, а также

  • усилить надзор и проверки в области обеспечения защиты государственной тайны.

Государство поощряет и поддерживает проведение исследований и внедрение научных результатов и технологий в сфере обеспечения конфиденциальности, расширяет независимые возможности для инноваций и защищает права интеллектуальной собственности в плане обеспечения конфиденциальности в соответствии с Законом.

Мой комментарий: Текст документа доступен по адресу: https://www.gov.cn/yaowen/liebiao/202402/content_6934648.htm

«Порядок применения Закона Китайской Народной Республики о  защите государственной тайны» (《中华人民共和国保守国家秘密法实施条例》)

Документ вступил в силу с 1 сентября 2024 г. За защиту государственной тайны на национальном уровне отвечает национальное управление по защите государственной тайны. Местные управления по защите государственной тайны на уровне округа или выше несут ответственность за защиту государственной тайны в своих соответствующих административных регионах под руководством управлений более высокого уровня.

Мой комментарий: Текст документа доступен по адресу: https://www.gov.cn/zhengce/zhengceku/202407/content_6963934.htm

Стандартизация передачи дел ветеранов вооружённых сил: «Порядок размещения ветеранов вооружённых сил» (《退役军人安置条例》)

Личные дела уволенных с действительной службы сержантов и рядовых должны передаваться политотделами Центрального военного совета (ЦВС), непосредственно подчиненных ЦВС учреждений, Объединенного оперативного командного центра ЦВС, непосредственно подчинённых ЦВС командований на театрах военных действий, служб и подразделений – компетентным департаментам по делам ветеранов вооружённых сил провинциальных правительств в месте их расселения.

Личные дела уволенных с действительной службы сержантов и рядовых, расселенных в порядке самозанятости и самообеспечения, передаются дивизионными, бригадными и полковыми политотделами в компетентные департаменты по делам ветеранов вооружённых сил соответствующих правительств по месту расселения.

Мой комментарий: Текст документа доступен по адресу: https://www.gov.cn/zhengce/zhengceku/202408/content_6965765.htm

«Положение о дисциплинарных мерах в отношении руководителей государственных предприятий» (《国有企业管理人员处分条例》)

Данные правила сформулированы в соответствии с «Законом Китайской Народной Республики об административных наказаниях для государственных должностных лиц» (《中华人民共和国公职人员政务处分法》, см. https://www.gov.cn/xinwen/2020-06/20/content_5520868.htm ) и другими законами в целях стандартизации дисциплинарных мер, применяемых в отношении руководителей государственных предприятий и усиления надзора над ними. Положение действует с 1 сентября 2024 года.

Мой комментарий: Текст документа доступен по адресу: https://www.gov.cn/zhengce/zhengceku/202405/content_6954056.htm

Новая редакция «Закона Китайской Народной Республики о реагировании на чрезвычайные ситуации» (《中华人民共和国突发事件应对法》)

Недавно пересмотренный «Закон Китайской Народной Республики о реагировании на чрезвычайные ситуации» состоит из восьми глав, включая главы о системе управления и командования, о предотвращении чрезвычайных ситуаций и готовности к ним, о мониторинге и раннем предупреждении, о реагирование на чрезвычайные ситуации и спасательных работах, о восстановление и реконструкцию после ЧС, о юридической ответственность и т.д. Подробно описано, как следует реагировать на чрезвычайные ситуации.

Мой комментарий: Текст документа доступен по адресу: https://www.gov.cn/yaowen/liebiao/202406/content_6960130.htm

Новая редакция «Закона Китайской Народной Республики об административном обжаловании» (《中华人民共和国行政复议法》)

Административное обжалование является важным правовым механизмом разрешения административных споров. Его основная функция заключается в предотвращении и исправлении незаконных или неправомерных административных действий и защите законных прав и интересов граждан, юридических лиц и иных организаций. «Закон Китайской Народной Республики об административном обжаловании» был пересмотрен, и его новая редакция была принята на пятом заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 14-го созыва 1 сентября 2023 года. Она вступила в силу 1 января 2024 года.

Мой комментарий: Текст документа доступен по адресу: https://www.gov.cn/yaowen/liebiao/202309/content_6901584.htm

Электронные счета-фактуры имеют такую же юридическую силу, как и бумажные счета-фактуры: Приказ Государственной налоговой администрации № 56 «Решение Государственной налоговой администрации о внесении изменений в Порядок применения мер по управлению счетами-фактурами в Китайской Народной Республике» ( 国家税务总局令第56号《国家税务总局关于修改〈中华人民共和国发票管理办法实施细则〉的决定》)

Вносятся следующие изменения: 1. Дополнить документ новой статьёй, которая станет статьёй 3, следующего содержания:

«Под электронными счетами-фактурами, упомянутыми в статье 3 «Порядка», понимаются электронные инвойсы на получение или оплату, выпущенные и полученные в форме электронных сообщений в соответствии с установленных налоговыми органами правилами использования счетов-фактур при приобретении или продаже товаров, при предоставлении или получении услуг, а также при участии в иной предпринимательской деятельности.

Электронные счета-фактуры имеют ту же юридическую силу, что и бумажные счета-фактуры, и ни одно подразделение или физическое лицо не вправе отказаться от их принятия.»

Мой комментарий: Текст документа доступен по адресу: https://www.gov.cn/gongbao/2024/issue_11286/202404/content_6945583.html

«Извещение Государственной налоговой администрации о стимулировании применения полностью цифровых электронных счетов-фактур» (《国家税务总局关于推广应用全面数字化电子发票的公告》)

С 1 декабря 2024 года официально началось внедрение и применение по всей стране полностью преобразованных в электронно-цифровую форму электронных счетов-фактур. Электронные счета-фактуры имеют ту же юридическую силу, что и бумажные счета-фактуры.

Мой комментарий: Текст документа доступен по адресу: https://www.gov.cn/zhengce/zhengceku/202411/content_6989164.htm

(Окончание следует)

Источник: сайт компании NetEase, Inc.
https://www.163.com/dy/article/JJ9SVBD20538A2LW.html

вторник, 24 декабря 2024 г.

Архив, материалы которого затрагивают несколько органов чувств, часть 1: Ощущения, вызываемые архивными документами (2)

(Окончание, начало см. https://rusrim.blogspot.com/2024/12/1-1.html )

Вощёная бумага

На фото справа: вощёная бумага, выявленная в нашей серии «Корабельные журналы». Номер в каталоге: ADM 53/158560

В нашей серии документов «Корабельные журналы» (Ships’ Logs) есть специфическая коллекция из 20 «пахнущих» документов. Они были впервые выявлены благодаря прогорклому запаху, который они издавали, и восковому ощущение при прикосновении. Экспертиза показала, что эти документы имеют покрытие из спермацетового воска (воска с головы кашалота (sperm whale)).

Запах был настолько сильным, что группе по обеспечению сохранности коллекций пришлось удалить часть воска, чтобы сделать документы доступными в нашем читальном зале. Тем не менее, эти сенсорные качества остаются центральными при взаимодействии с ними.

Микроплёнка

Запах является ключевым идентификатором состояния и степени деградации нашей большой коллекции микроплёнок. В период с 1950-х по середину 1970-х годов в качестве базового пластикового слоя для микроплёнок обычно использовался ацетат целлюлозы.

На рис. справа: Микроплёнка из коллекции, номер по каталогу FO 605/53

По мере старения ацетат целлюлозы становится все сильнее окисляется; явным признаком деградации является запах уксуса. Известный как «уксусный синдром», этот узнаваемый запах вызван выделением уксусной кислоты (ключевого ингредиента уксуса). Появление такого химического уксусного запаха указывает на плохое состояние микроплёнки внутри коробки, которая усыхает и становится хрупкой по мере старения и деградации. Уже начавшийся процесс деградации остановить невозможно; его можно лишь замедлить посредством хранения при низкой температуре.

Современные материалы

Сенсорные качества пластика, включая его звук, жесткость и сопротивление при обращении, дают информацию о его состоянии и подсказывают, как с ним следует безопасно обращаться. Например, в составе документов Второй мировой войны можно найти пластиковые накладки на бумажные карты для отображения хода выполнения планов сражений. Они хранятся в сложенном виде, и громкий, хрустящий звук при развертывании и сопротивление при раскладывании на плоской поверхности указывают на то, как лучше всего обращаться с этими материалами и получать к ним доступ.


Карта времен Второй мировой войны с пластиковой накладкой. Номер по каталогу: WO 169/8749

Сказанное выше позволяет получить лишь первое впечатление о физико-химических свойствах документов в нашем архиве и их воздействии на органы чувств; о также о том, как мы можем получить к ним доступ и понять их с помощью наших ощущений.

В следующем, втором посте я расскажу о различных способах использования органов чувств в архивной среде, а также возможностях и преимуществах такого подхода в плане расширения доступа к нашим коллекциям.

Я также применяю полученные на практике знания, создавая сенсорные экспозиции. В течение октября 2024 года вы можете посетить Национальные Архивы и использовать прикосновения, звуки и запахи для изучения материалов, о которых в этом месяце рассказывается в «Извлечённых на свет историях» (Stories Unboxed, https://www.nationalarchives.gov.uk/about/visit-us/whats-on/exhibitions/stories-unboxed/ ).

Сара Петер (Sarah Petter)

Источник: Блог Национальных Архивов Великобритании
https://blog.nationalarchives.gov.uk/multisensory-archive-sensory-characteristics-of-archival-documents/