(Окончание, начало см. http://rusrim.blogspot.com/2024/10/ipres-2024-1.html )
4: Меняющийся состав участников конференции iPRES
В этом году на конференции iPRES было как никогда много докладов, понятных для людей без технического образования и опыта. Доказательствами тому служат, в частности, семинар «Первые шаги по использованию инструментов для обеспечения долговременной сохранности, запускаемых из командной строки» (First steps into command line tools for preservation) и руководство по архивированию социальных сетей. Это воспринималось как желанное инклюзивное дополнением к iPRES. Главной задачей сообщество iPRES является обмен знаниями, и на конференции были сессии по вопросам создания сообществ, формированию учебных ресурсов и даже по созданию ресурса по развитию навыков.
(Автор - Лотте Вейсман (Lotte Wijsman))
5: Назад в будущее: Что прошлое говорит нам о будущем?
Электронная сохранность (digital preservation) как направление деятельности теперь уже имеет достаточно длительную историю, чтобы оглянуться назад и извлечь уроки из своего прошлого. Например, Национальная Библиотека Франции проанализировала 14-летнюю историю своих цифровых фондов ( https://ipres2024.pubpub.org/pub/7vz1p6qr/ ); слушателей также заинтересовал доклад о роли институционального контекста последних 30 лет в деятельности Национальной Библиотеки Нидерландов ( https://ipres2024.pubpub.org/pub/3xr324r3/ ).
Американский «Национальный альянс попечения об электронных материалах» (National Digital Stewardship Alliance, NDSA, http://ndsa.org/ ) представил доклад о долгосрочном исследовании, в рамках которого изучались тенденции хранения в интересах обеспечения долговременной сохранности на протяжении последних более чем 10 лет ( https://zenodo.org/records/13648690 ).
Барбара Сирман (Barbara Sierman) в своем стендовом докладе «В будущее» (Into the future) похвалила сообщество за его работу, проделанную до настоящего времени, но при этом она также усомнилась в том, что заложенный фундамент будет соответствовать потребностям будущего ( https://zenodo.org/records/1364275 ). Как, например, нам справляться с огромными объёмами данных, когда мы вступаем в «эру зеттабайтов» ( https://zenodo.org/records/13698003 )? Нужен ли нам супер-реестр всех тех реестров для целей электронной сохранности, которые мы разработали в последние годы? Рассмотрена была даже проблема стресса, который может развиться у цифрового архивиста в связи с выполнением этой колоссальной задачи ( https://zenodo.org/records/13629614 ).
(Автор - Марин Раппард (Marin Rappard))
6: Открытый и честный обмен информацией с человеческой точки зрения
Вдохновляет то, что мы всё более открыто и честно делимся сведениями о том, что не так уж хорошо получается в нашей повседневной работе в качестве специалистов по обеспечению электронной сохранности, и где человеческий фактор и личный опыт играют всё более центральную роль.
Примером этого была проведенная в рамках усилий свести вместе коллег с общими интересами (Birds of a Feather … Flock Together! – «Птицы одного полёта, собирайтесь в стаю») сессия на тему «Попроси, и я помогу - Проблемы деятельности в области электронной сохранности и их воздействие на психическое здоровье и благополучие специалистов-практиков» (Reach out I’ll be there – the challenges of working in digital preservation and the impact on practitioner mental health and wellbeing, см. https://ipres2024.pubpub.org/birds-of-a-feather ).
Эта закрытая сессия была посвящена результатам еще не опубликованного «Отчёта по итогам опроса о состоянии психического здоровья и благополучия в сообществе специалистов по электронной сохранности» (Mental health and wellbeing in the digital preservation community survey report). Участники открыто и честно рассказывали о своих трудностях и находили понимание и поддержку у своих коллег. Состоялся обмен идеями о том, как можно было бы улучшить свою повседневную работу. Такими историями также стоит делиться и двигаться вперёд вместе.
(Автор - Инге Хофсинк (Inge Hofsink))
7: Сохраняет ли объект своё значение при сохранении одних лишь его цифровых представлений?
В области электронной сохранности часто основное внимание уделяется обеспечению долговременной сохранности цифровых объектов во времени. Предполагается, что если мы обеспечим возможность доступа к этим объектам, то их содержание и смысл также будут сохранены. Однако в этом году это предположение было поставлено под сомнение.
Ярким примером стал ключевой доклад Клэр Уорнье (Claire Warnier) на тему «Атлас утерянных находок» (Atlas of Lost Finds) о пожаре в Национальном музее в Рио-де-Жанейро (Museu Nacional in Rio de Janeiro, см. https://ipres2024.pubpub.org/pub/4qa4nkxz/release/1 ). Многие физические объекты были утрачены, однако их цифровые версии, такие как 3D-сканы, всё ещё существуют.
Спасло ли это соответствующие знания? Или же смысл по-настоящему проявляется только тогда, когда первоначальное сообщество может использовать эти данные для реконструкции объектов с использованием традиционных методов и материалов? И даже если данные находятся в открытом доступе, можем ли мы всерьёз назвать их доступными, если для их повторного использования требуются дорогостоящие технологии? Эти вопросы являются пищей для размышлений.
(Автор - Даниэль Штайнмайер (Daniel Steinmeier))
Ремко ван Венендаль (Remco van Veenendaal)
Источник: блог Фонда «Открытая сохранность» (Open Preservation Foundation, OPF)
https://openpreservation.org/blogs/7-trends-at-ipres-2024/
Комментариев нет:
Отправить комментарий