12 мая 2010 г. в Санкт-Петербурге состоялось VI заседание Совета по архивному делу при Федеральном архивном агентстве (см. http://archives.ru/press/120510_2.shtml ). 20 мая на сайте Росархива был выложен сокращенный текст доклада руководителя Федерального архивного агентства А.Н. Артизова. Причины цензурирования доклада, к сожалению, не объясняются. Кроме того, учитывая актуальность обсуждавшихся вопросов, хотелось бы, чтобы были выложены и тексты других выступлений.
Само название доклада - «О современном состоянии архивной отрасли и выборе оптимальной организационно-правовой формы государственных архивов Российской Федерации в свете предстоящей реорганизации учреждений бюджетной сферы» - показывает, о каких двух ключевых проблемах шла речь.
Об очередной волне реформирования государственных учреждений я уже писала (см.: http://rusrim.blogspot.com/2010/05/blog-post_21.html ), и мне было интересно узнать позицию Росархива.
В докладе указывается на то, что «…выбор между статусом нового бюджетного учреждения, по форме хозяйствования являющегося фактически автономным некоммерческим учреждением, и статусом казенного учреждения, остающегося на сметном финансировании, – это по большому счету выбор пути дальнейшего развития архивной службы в нашей стране.»
Из текста доклада явно видно, что Росархив склоняется к преобразованию архивных учреждений в казенные. С основным тезисом о том, что «публичные государственные и муниципальные архивы всегда были и останутся бюджетными учреждениями, которые без бюджетного финансирования прожить не могут», нельзя не согласиться.
Однако казенные учреждения будут обязаны отдавать в бюджет все полученные ими доходы. В настоящее время заработанные архивами средства используются, в основном, для повышения зарплаты сотрудников, и встает вопрос – будут ли идущие на оплату труда деньги рассматриваться как часть дохода, или же как необходимые расходы? От этого зависит многое (хотелось бы получить внятные объяснения от юристов и экономистов!). В докладе подчеркивается, что «мы не имеем права допустить ухудшения материального положения трудовых коллективов», однако не говорится, что конкретно будет для этого делаться. Поэтому данные слова, похоже, являются декларацией о намерениях, осуществить которые в рамках своих полномочий Росархив не властен.
В отношении региональных и муниципальных архивных учреждений Росархив вообще не имеет никаких реальных полномочий, так что в докладе не случайно прозвучали слова о том, что Росархиву «…особенно важно услышать прогнозы членов Совета о том, как поведут себя компетентные органы субъектов России, которые будут определять размеры финансирования в зависимости от статуса архивов: казенные или же бюджетные учреждения».
К сожалению, доклады представителей регионов не удалось найти ни на сайте Росархива, ни на сайтах соответствующих региональных государственных органов, чьи представители выступали на заседании Совета, - поэтому узнать о позиции регионов пока что не удалось. К слову сказать, здесь налицо явное нарушение требований закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» :)
Наверняка обсуждение вопросов, связанных с реорганизацией архивов, ещё продолжится. И если, как мне кажется, судьба федеральных архивов уже практически решена (Росархив, похоже, уже определился со своей позицией), то пути реорганизации региональных и муниципальных архивов – вопрос пока что открытый, и как его будут решать регионы, покажет время.
Источник: Официальный сайт Федерального архивного агентства
http://archives.ru/reporting/Artizov_120510.shtml
В докладе немного «удручает» реализация оказания электронных «архивных» услуг через «семь форм электронных запросов граждан социально-правового характера», содержащих «весь необходимый набор реквизитов, облегчающих поиск информации». Потребитель электронных «архивных» услуг ровным счетом ничего не получает: что в условиях «электронного» оформления своего запроса или же если просто отнесет его в приемную госархива и, спустя, 30 дней, опять же «пешком» заберет ответ. В чем же автоматизация то? В приобретении самостоятельных навыков работы с э-путеводителями на портале Росархива? А затем в личном знакомстве с представителем госархива, работающего на выдаче справок? Впрочем, там работают очень симпатичные девушки -)
ОтветитьУдалитьЛюбопытно, что в Директиве 2003/98/EC от 17 ноября 2003, посвященной «re-use of public sector information» под «выхлопом» доступа к публичной информации подразумевается ‘document’…: (a) any content whatever its medium (written on paper or stored in electronic form or as a sound, visual or audiovisual recording); (b) any part of such content.
Мне самому доводилось получать доступ вовсе не к ссылке на местонахождение документа (фонда) где-то там, в туманном Альбионе, а сам документ. Паспорт я не предъявлял (прям смешно!), потому как э-обращался в Британскую архивную службу (конечно же, зарегистрировавшись). Идентификация и «доступ» осуществились сразу же после активации моей web-оплаты -)). Т.е. я получил документ, а не размазанную фикцию по семи или более формам запроса.
И довольно странные слова насчет «публичной информации» в виде «сведений о содержании и месте хранения фондов по всем архивам, включенным в систему централизованного государственного автоматизированного учета документов Архивного фонда России». Не для кого не секрет, что сами госархивы в России, как учреждения, не имеют уникальных идентификаторов (взятых, кстати, из общероссийских классификаторов), не говоря уже о «свистопляске» с номерами фондов, описей, дел. Про документы в составе перечисленной последовательности даже и не говорю… С уважением С.В. Дроков
С.В. Дроков >> Потребитель электронных «архивных» услуг ровным счетом ничего не получает...
ОтветитьУдалитьБоюсь, что будет именно так - многие архивы и так перегружены запросами, и не только не приучены, но и прямо не заинтересованы работать с электронными запросами. Вот если бы электронные тематические запросы сразу же оплачивались (как в Англии)... но создание/подключение электронной платежной системы (и подготовку её нормативного обеспечения) отдельные архивы не потянут, такую задачу должен был бы взять на себя Росархив.
В чем же автоматизация то? В приобретении самостоятельных навыков работы с э-путеводителями на портале Росархива?
Электронные путеводители - все-таки шаг вперед, некоторым иследователям они помогут уже сейчас, да и в будущем пригодятся.