Федеральный закон от 22 июня 2024 года №145-ФЗ «О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов» регулирует отношения, возникающие в связи:
- с легализацией российских официальных документов, подлежащих вывозу из Российской Федерации и предназначенных для представления за пределами территории Российской Федерации;
- с легализацией иностранных официальных документов, предназначенных для ввоза в Российскую Федерацию и представления на территории Российской Федерации, а также отношения;
- с истребованием личных документов граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации и с территорий иностранных государств.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2025 года.
Для справки:
российские официальные документы - документы, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, федеральными судами и мировыми судьями субъектов Российской Федерации, органами прокуратуры Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также документы, оформленные нотариусами Российской Федерации при совершении нотариальных действий или иными лицами, имеющими право совершать нотариальные действия, и документы, выданные многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг;
иностранные официальные документы - документы, составленные с участием должностных лиц компетентных органов иностранных государств или от них исходящие, а также документы, оформленные нотариусами на территориях иностранных государств при совершении нотариальных действий или иными лицами, имеющими право совершать нотариальные действия в соответствии с законодательством иностранного государства. Для целей настоящего Федерального закона под иностранными официальными документами, составленными должностными лицами дипломатических представительств или консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, понимаются документы об отсутствии обстоятельств, препятствующих заключению брака гражданином представляемого государства, а также документы о наличии (отсутствии) судимости и фактов привлечения к уголовной и иной ответственности на территории представляемого государства;
легализация российского официального документа - процедура, предусматривающая удостоверение подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего российский официальный документ, а также подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию российский официальный документ;
легализация иностранного официального документа - процедура, предусматривающая удостоверение подлинности подписи, полномочия должностного лица иностранного государства, осуществляющего согласно законодательству соответствующего иностранного государства функции подтверждения подлинности подписи, полномочия иностранного должностного лица, подписавшего иностранный официальный документ, а также подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию иностранный официальный документ;
Легализация российских официальных документов
Легализация российских официальных документов осуществляется Министерством иностранных дел его территориальными органами - представительствами на территории Российской Федерации в случаях, если такие российские официальные документы предназначены для представления на территориях иностранных государств, которые не являются участниками международных договоров РФ, отменяющих требование легализации документов.
Легализация нотариальных документов осуществляется после подтверждения подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, или его территориальным органом.
МИД устанавливает:
- Порядок легализации российских официальных документов;
- Форму заявления о легализации российского официального документа;
- Порядок подачи такого заявления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;
- Срок рассмотрения такого заявления;
- Перечень оснований для отказа в приеме представленных на легализацию российских официальных документов;
- Перечень оснований для отказа в легализации российских официальных документов, а также
- Форму легализационной отметки и порядок выдачи легализованных российских официальных документов.
Легализация в электронной форме российских официальных документов, в том числе подача в электронной форме заявлений о легализации, и легализация российских официальных документов, созданных в электронной форме, не осуществляются.
Мой комментарий: Получается, что любые российские электронные документы для использования за рубежом легализовать нельзя. Прямо-таки дискриминация электронных документов получается :) Хотя, если говорить серьёзно, такая позиция понятна: на данный момент ещё нет механизма, который бы обеспечивал признание зарубежными странами российских усиленных электронных подписей.
Аналогичные положения содержит статья 5. «Легализация иностранных официальных документов».
7. Легализация в электронной форме иностранных официальных документов, в том числе подача в электронной форме заявлений о легализации иностранных официальных документов, и легализация иностранных официальных документов, созданных в электронной форме, не осуществляются.
(Окончание следует, см. http://rusrim.blogspot.com/2024/07/2.html )
Источник: Консультант Плюс
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=479263
То есть сейчас, при внедрении кадрового электронного документооборота, организация, которая ведкт кадррвый учет в электронном виде, должна будет распечатать документ, создав подлинник на бумажном носителе и подписать его традиционным способом.Или отказать заявителю на основе этого закона.
ОтветитьУдалить