Заметка Кэтрин Джайл (Cathrine Giles – на фото), руководителя отделения государственных документов департамента библиотек и архивов американского штата Кентукки, была опубликована 13 сентября 2018 года на блоге секции по вопросам управления документами Общества американских архивистов.
Мой комментарий: Конференция «Архивы/документы 2018: Содействие прозрачности» (Archives*Records 2018: Promoting transparency), совместно организованная Советом руководителей архивных служб штатов и территорий США (Council of State Archivists, CoSA), Национальной ассоциацией специалистов по управлению государственными архивами и документами (National Association of Government Archivists and Records Administrators, NAGARA) и Обществом американских архивистов (Society of American Archivists, SAA) в 2018 году прошла 12-18 августа в Вашингтоне.
Понятие «трудноразрешимые проблемы» (wicked problems) определяются как жизненно важные, сложные, плохо определённые общественные проблемы, разрешение которых опирается на оспариваемые политические решения. Даже сама постановка проблемы, определение её сферы охвата и характера могут оказаться затруднительными. Рассматривая их, мы можем выявить ряд проблем, с которыми сталкивается архивная профессия, с тем, чтобы определить, где наши профессиональные знания могут быть применены для решения трудноразрешимых, «злых» проблем, стоящих перед обществом.
На сессии 103 «Участие архивов и роль управления документами в решении сложных, необычных, трудноразрешимых проблем» (Archival Engagements and Recordkeeping Intersections with Wicked Problems,
https://archives2018.sched.com/event/ESlf/103-archival-engagements-and-recordkeeping-intersections-with-wicked-problems-rim ), которую вёл Элиот Вильчек (Eliot Wilczek, корпорация MITRE), были рассмотрены три примера трудноразрешимых проблем.
Первым выступил Сноуден Беккер (Snowden Becker, Университет Калифорнии в Лос-Анджелесе), представивший доклад
«Защищать и служить [обеспечивать сохранность]: Создание, хранение и изучение полицейских документов» (To Protect and (Pre)Serve: Making, Keeping, and Considering Police Records). В данном случае проблема заключается в том, как применять практику управления документами к носимым полицейскими видеорегистраторам и создаваемым ими видеозаписям, особенно в связи с тем, что записи видеорегистраторов беспрецедентным образом вторгаются в частную жизнь, отличаются большими объемами, и ими легко манипулировать.
Беккер рассматривает хранилища вещественных доказательств (property rooms) как вид архивов, а управление доказательствами (evidence management) как разновидность архивной практики. Выявление общих черт у управления доказательствами и управления архивами даст нам возможность поработать над «взаимовыгодными» решениями. Как архивисты, так и специалисты по управлению вещественными доказательствами испытывают трудности с интеграцией аудиовидеоматериалов в процессы управления документами, а пропасть между теми доказательствами, что лежат на полке, и теми, что находятся на сервере, тем временем растёт. Архивистам и специалистам по управлению вещественными доказательствами нужны более качественные обучение и подготовка, больше ресурсов, а также более совершенные инструменты для обработки коллекций, связанных с трагическими событиями, с учётом продолжающейся травмы, которую такие коллекции могут наносить сообществу.
В заключении Беккер отметил, что важно избегать упрощенных интерпретаций и спекуляций о последствиях; необходимо задавать серьёзные вопросы и взаимодействовать с учреждениями, деятельность которых может оказаться проблематичной.
Затем выступила Анна Гийланд (Anne Gilliland, Университет Калифорнии в Лос-Анджелесе) с докладом «
Беженцы, документы и информационно-коммуникационные технологии на границах штата» (Refugees, Records, and ICT at the Borders of the State). Она рассмотрела ряд проблемных вопросов, имеющихся в сфере управления документами – например, несовместимость баз данных и неадекватность содержащейся в них информации; проблемы с цифровой интеграцией и обеспечением доступа к архивным системам, хранилищам и системам управления документами - а также проблемы, являющиеся их следствием, такие, например, как конфликт между доступностью данных и обеспечением их защиты, противоречия между необходимостью обеспечить фиксированную форму электронных материалов и цифровой избыточностью. Поскольку эти сложности уже проявляются при управлении документами, то еще более усугубляются те проблемы, с которыми сталкиваются беженцы, особенно в связи с тем, что будущие жизни и поколения зависят от того, что происходит в настоящем.
Гийланд рассказала о том, как проект «Права беженцев и документы» (Refugees Rights and Records Project, R3) работает над решением документационных проблем, с которыми сталкиваются беженцы. В рамках проекта R3 ставится задача выявить, в каком плане использование документов играет решающую роль в жизни беженцев; как профессионалы, участвующие в управлении документами в соответствующих странах, могут использовать ИКТ для выявления, защиты и обеспечения безопасности таких документов - а также предложить рекомендации, способствующие защите прав беженцев посредством документов. Проект R3 налаживает стратегическое сотрудничество с аналогичными проектами, имеющими схожие потребности, проблемы и выводы.
Последней на секции выступила Эйра Тенси (Eira Tansey, Университет Цинциннати). Она представила доклад о документах, связанные с изменением климата, под названием
«Анализ архивного антропоцена» (Appraising the Archival Anthropocene –
термин «антропоцен» обозначает геологическую эпоху с уровнем человеческой активности, достаточным для того, чтобы играть существенную роль в экосистеме Земли – Н.Х.). Тенси исходит из того, что связи между документированием и изменением климата помогает нам понять, почему изменение климата стало столь трудноразрешимой проблемой. При экспертизе ценности документов об изменении климата, подобном тому, что проводится в университете, Вы начинаете с изучения того, кто и какого рода документы создал, и для выполнения каких специфических функций.
С точки зрения Тенси, документы об изменении климата выполняют следующие три основные функции:
- Документы устанавливают наличие научного консенсуса в отношении изменения климата;
- Документы создаются для манипулирования государственной политикой, путем создания сомнений относительно изменения климата;
- Документы обеспечивают подотчетность и открывают путь к правосудию.
Мой комментарий: Как легко заметить, в США сейчас есть «истины в последней инстанции», сомневаться в которых означает стать изгоем в либеральной университетской среде. Не предполагается возможность того, что раздувание опасений, связанных с изменением климата, тоже может использоваться для грязной политической игры; или что возможны вполне честные исследования, ставящие под сомнение гипотезу «глобального потепления» в том виде, в котором она повсеместно продвигается. У американских либералов всё просто: или ты правоверный сторонник теории глобального потепления (самостоятельно думать при этом не требуется), или фашист :(
В примере из практики, в основном посвященном компании ExxonMobil, Тенси показала, как проявляются эти три функции. Документы повлияли на каждую из стадий превращение изменения климата в трудноразрешимую проблему. Однако, поскольку ExxonMobil является частной компанией, общественность не имеет полного доступа к её документам; в результате оценка этих документов ограничивается теми, что были компанией раскрыты или получены от неё по требованию суда.
В заключение Тенси напомнила аудитории, что документы никогда не являются нейтральными. Документы отражают ценности тех, кто их создаёт.
Кэтрин Джайл (Cathrine Giles)
Мой комментарий: С моей точки зрения, американские коллеги часто рассматривают упомянутые вопросы очень предвзято, опираясь не столько на научный метод, сколько на свои идеологические убеждения и потребности текущей политической ситуации в США. В то же время проблемы они ставят действительно важные, от которых и нам не нужно «прятать голову в песок». При этом у нас есть все шансы куда серьёзнее и глубже эти трудные вопросы исследовать, поскольку в данный момент времени у наших специалистов куда больше свободы совести и слова при выполнении научной работы :)
Источник: Блог секции по вопросам управления документами Общества американских архивистов
https://saarmrt.wordpress.com/2018/09/13/saa-cosa-nagara-2018-recap-session-103/