Продолжение перевода заметки Криса Прома, опубликованной 4 мая 2010 года на блоге «Практичные электронные документы» ( http://e-records.chrisprom.com/ ).
Джейсон Бэрон (Jason Baron), директор Национальных Архивов США по судебным спорам, во второй день конференции выступил с заставляющим задуматься докладом. Сначала он сделал обзор некоторых недавних судебных разбирательств по гражданским делам в США, связанных с практикой раскрытия документов, - подчеркнув, что суды все чаще исходят из того, что документные системы обязаны адекватным образом документировать переписку, данные и информацию любого рода.
В существующих правовых условиях, «электронная почта играет ведущую, если не решающую роль», и суды охотно применяли санкции к сторонам, не исполнявшим запросы на поиск и раскрытие документов и информации, - даже если отсутствовал злой умысел или небрежность.
По словам Джейсона, «поиск и раскрытие электронной информации (e-discovery) - самая горячая тема сегодняшнего права», и многие компании изменяют свое поведение, с тем, чтобы системы автоматически захватывали документы, по мере того, как они производятся. Такой подход будет становиться все более необходимым для учреждений всех типов, и, - с его точки зрения, как юриста, - «наименее плохим» решением является автоматический захват и сохранение всех электронных писем, отвечающих набору установленных учреждением критериев, поскольку такое решение не требует, чтобы пользователи изменили своё поведение (он, однако, оставил без внимания проблемы, которые возникают, когда люди отказываются от использования корпоративной электронной почты, и переходят на Gmail или другие подобные службы – с этой проблемой, в частности, столкнулись некоторые американские политики.)
Стив Бэйли из британского Объединенного комитета по информационным системам (Joint Information Systems Committee, JISC) утверждал в своём пленарном докладе, что именно та проблема, о которой не сказал Бэрон, становится все более распространенной в персональной и корпоративной среде и в среде некоммерческих организаций: другие люди начинают отвечать за наши документы, и всё чаще документы уже не сохраняются в зависимости от функциональных (или в соответствии с хоть какими-нибудь системой упорядочивания), - но раскладываются по форматам.
После длинной риторической части он отметил, что «уход» видео на You Tube, документов – в Google Docs, фотографий - на Flickr, новостей – на Twitter, аутсорсинг электронной почты и блогов, и т.д., представляют собой огромный потенциальный риск для будущих научных исследований.
Он утверждал, что попытка бороться с этой тенденцией лишь обречет нашу профессию на ненужность, и завершил своё выступление, назвав четыре конкретных шага, которые мы можем предпринять для обеспечения сохранности документов.
Из его четырех пунктов, наиболее похожим на правду было утверждение о том, что, возможно, архивам следует решительно отстаивать нашу роль хранителей документов / фотографий / контента. В большинстве случаев основные бизнес-модели компаний опираются не на хранение у себя данных, а на их индексирование и предоставление доступа. Может быть, предположил Стив, Google и другие будут не прочь, чтобы их освободили от расходов на хранение, если мы, как профессия, сможем пообещать постоянный доступ и сохранность.
Хотя Бейли и не упомянул об этом, недавнее заявление Twitter о партнерстве с Библиотекой Конгресса указывает на возможность развития в будущем подобных взаимоотношений.
Джим Судерман (Jim Suderman) представил обзор четырёх попыток применить принципы IneterPARES (воплощенные в модели цепочки ответственности за долговременную сохранность, см. http://www.interpares.org/ip2/ip2_models.cfm# ) в государственных архивах Канады.
Доклад Джима послужил полезным напоминанием о том, что наработки проекта InterPARES могут быть сравнительно прямолинейно применены, как только удается определить, в какой точке цепочки ответственности (chain of custody) находится документ.
Кроме того, он представил интересные сведения о проекте Archivematica (http://archivematica.org ), в частности, то (для меня это было новостью), что городские власти Ванкувера требуют использовать ПО с открытым кодом, таким образом (как можно предположить) стимулируя этот проект.
Лючиана Дюранти (Luciana Duranti) рассказывала о проекте судебной экспертизы электронных документов (Digital Record Forensics Project), являющегося частью работ по программе InterPARES3. Проект, который представляет собой партнерство между факультетом архивного и библиотечного дела университета Британской Колумбии и полицейским управлением Ванкувера, стремится применять принципы дипломатики (в контексте современного законодательства и прецедентного права, касающегося представления доказательств), используя технологии электронной судебной экспертизы для установления подлинности и аутентичности документов. Есть надежда на появление в архивном деле нового направления – «Судебной экспертизы электронных документов».
Что это такое, еще предстоит увидеть, ну а пока это интересно будет последить за результатами этого проекта, - поскольку одним из наиболее полезных инструментов, которые мне удалось найти для работы с сообщениями электронной почты, оказалась программа Aid4Mail, широко используемая сообществом специалистов в области электронной судебной экспертизы и правоохранительными органами. Вполне вероятно, что в версии 2.0 этого программного обеспечения, которая должна быть выпущена в ближайшее время, программа станет ещё полезнее (я напишу об этом программном обеспечении после его выпуска).
Крис Пром (Chris Prom)
Источник: блог Practical e-Records
http://e-records.chrisprom.com/?p=1169
Комментариев нет:
Отправить комментарий