четверг, 23 августа 2018 г.

Беседы об управлении документами, эпизод 2: Проект «Архангел» (ARCHANGEL) и эксперименты с распределёнными реестрами, часть 1


Заметка авторитетного австралийского специалиста Касси Финдлей (Cassie Findlay) была опубликована 9 августа 2018 года на сайте дискуссионной группы «Круглый стол по вопросам управления документами» (Recordkeeping Roundtable).

В данном эпизоде Касси Финдлей (Cassie Findlay) беседует с директором по электронным технологиям Национальных Архивов Великобритании Джоном Шериданом (John Sheridan – на фото) об экспериментах, которые он и его коллеги из организаий-партнёров проводят с технологиями блокчейна и распределённых реестров.

Рекомендуем предварительно прочитать недавний пост Алекса Грина (Alex Green) о проекте ARCHANGEL на блоге Национальных Архивов Великобритании, см. https://blog.nationalarchives.gov.uk/blog/trustworthy-technology-future-digital-archives/ (См. также пост у мена на блоге https://rusrim.blogspot.com/2018/07/blog-post_12.html - Н.Х.).

Мой комментарий: аудиозапись доступна на странице по адресу https://rkroundtable.org/2018/08/09/recordkeeping-roundcasts-episode-2-project-archangel-and-distributed-ledger-experimentation/

Касси Финдлей: Как мне кажется, архивы во всех формах сейчас находятся на критически-важном перекрёстке. Конечно, как Вы отмечали, ожидания в отношении электронных документов, электронной информации, возможности их отыскивать оказывают давление на архивы. Этот вопрос я могла бы обсуждать весь день, но нужно двигаться дальше.

Как ни жаль, нужно переходить к следующему вопросу, который связан с понятием репутации и с ещё одним проектом, которым Вы недавно занялись и который касается проблемы доверия, причём в той области, которая меня очень интересует – в том плане, что архивы, как я полагаю, слишком долго опирались на то что законодательство и/или культурная традиция признавали их доверенными учреждениями. И ряде случаев, как я думаю, из-за этого стала проявляться определенная леность, например, в части демонстрации усилий, направленных на обеспечение сохранности надежных аутентичных документов.

Некоторые процессы окутаны своего рода вуалью таинственности, как нечто мистическое, происходящие в стенах архива, - и это, как мне кажется, не пошло на пользу архивным учреждениях. И поэтому замечательно видеть открытость Национальных Архивов Великобритании относительно того, что они делают.

Проект, о котором идёт речь, называется «Архангел» (ARCHANGEL), - и он открывает новые возможности, используя технологии блокчейна для верификации изначально-электронных документов на протяжении сколь угодно длительного периода времени. Данные сохраняются на постоянной основе с использованием этой технологии, которая основана на использовании распределенной сети одноранговых равноправных узлов и достижении консенсуса и которая, таким образом, устраняет необходимость в доверенной третьей стороне.

Мой комментарий: Мне непонятна дискриминация в отношении оцифрованных документов, доверие к которым тоже нужно обеспечивать – равно как и к результатам операций по конверсии/миграции, необходимых для обеспечения непрерывной пригодности к использованию электронных материалов :) Если блокчейн хорошо проявит себя в отношении изначально-электронных документов, его с тем же успехом можно будет использовать и в отношении оцифрованных документов!

Мне кажется, что эта технология предлагает ряд интереснейших возможностей, позволяющих архивам переходить от доверия к учреждениям на основе положений законодательства к опирающейся на технологию прозрачности документируемых процессов. Не могли бы Вы вкратце рассказать нам немного об этом проекте, и мне интересно было бы узнать, видите ли Вы у него потенциал для более широкого применения в плане разработки решений для управления документами за пределами традиционной архивной сферы.

Джон Шеридан: Мы действительно переживаем интереснейший момент и находимся на перекрестке путей. Появление технологии блокчейна, я думаю, важно для всех, кого интересует управление документами. Это новая технология в основе своей является технологией документирования, и еще в 2015 году одно издание, - по-моему это был британский еженедельный журнал «Экономист» (The Economist), - описало блокчейн как «машину обеспечения доверия». В этом - значительная часть нашей мотивации, а также отчасти то, что нас беспокоит ситуация, когда мы полагаемся только на доверие к учреждению. Такой способ обеспечения доверия отлично работает, когда Ваша физическая коллекция фактически неподвержена изменениям в силу ее объёмов и физических свойств; но Ваша электронная коллекция принципиально может быть модифицирована, а в случае изначально-электронных документов, которые закрыты для общественности в течение значительного периода времени, мы, по сути, просим людей просто верить тому, что документ был именно таким, как мы утверждаем по истечении довольно длительного периода времени,

В современных условиях исключительно такая институциональная основа доверия нас абсолютно не удовлетворяет. Мы полагаем, что нам нужно подкрепить её с помощью новой архивной практики, а блокчейн - действительно интересная технология-кандидат, при помощи которой мы могли бы сделать это.

Этот вопрос довольно тесно связано с нашей предыдущей беседой о контексте.

Блокчейн может предоставить нам технологические средства для обеспечения во времени подтверждения того, что документ не был изменен - фактически на основе вычисления хешей, когда в результате обработки документа алгоритм выдает некое число, которое записывается в блокчейн, и блокчейн дает Вам отметку даты-времени для момента записи этого числа в распределенный реестр. Можно себе представить, как множество архивов совместно принимают участие в курировании и поддержании этого архивного распределенного реестра во времени и, по существу, в охране и обеспечении гарантий целостности коллекций друг друга. Если Вы записываете эти числа-хеши в распределенный реестр с отметкой даты и времени, то это означает, что в более поздний момент Вы можете, когда у Вас на руках есть тот же объект, снова вычислить его хеш, обратиться к реестру и убедиться, что да, это то же самый объект, который архив имел ранее.

Это, однако, не всё, что Вам нужно знать о документе. Вам нужно знать, кто его создал, когда и в ходе какого рода деятельности. Таким образом, перед Вами встает действительно интересный вопрос о подтверждении подлинности документа, когда Вы одновременно стремитесь также подтвердить контекст документа, его архивный контекст. Есть несколько интересных вопросов, касающихся того, какую часть располагаемой Вами информации о документе следует поместить в блокчейн. И задача проекта ARCHANGEL заключается в исследовании всего этого с тем, чтобы понять, какую информацию Вам следует поместить в распределенный реестр с точки зрения архивной практики.

Если у Вас имеется электронный архив на основе Эталонной модели открытой архивной информационной системы (Open Archival Information System, OAIS – речь идёт о международном стандарте ISO 14721:2012 «Системы передачи данных и информации о космическом пространстве. Открытая архивная информационная система. Эталонная модель» (Space data and information transfer systems - Open archival information system (OAIS) - Reference model) – Н.Х.), то где в вашем процессе будет идти запись хешей в распределенный реестр? Как это вписывается в контекст системы обеспечения электронной сохранности? И если Вы это делаете, то в течение какого времени хэш будет действительным, по Вашим ожиданиям?

О каком сроке идёт речь – говорите ли Вы о 5 годах, или 10, или 20? Что происходит в тот момент, когда используемый Вами алгоритм хеширования становится возможным взламывать на практике? Как в этом случае перевести регистр на новые варианты шифрования, на более стойкие алгоритмы хеширования? И с учётом всех этих проблемных вопросов, что происходит в том случае, когда Вы работаете в такими видами контента, как, например, видеозаписи? Национальные Архивы Великобритании сохраняют довольно много видеозаписей. Чтобы обеспечить сохранность видеоматериалов, их приходится перекодировать в другой формат, который легче сохранить. Когда хеш вычисляется по последовательности байтов, то у перекодированного материала будет иное значение хеша, и, соответственно, возникает вопрос, можем ли мы вычислять хеши по контенту, в отличие от хешей на основе потока битов или байтов, с целью верификации электронного контента, проходящего процедуры миграции в разных формах?

Это всё действительно очень важные исследовательские вопросы, которые мы изучаем в рамках проекта ARCHANGEL, и это дает нам возможность опробовать новые подходы в реальных условиях - закатав рукава, создать настоящий распределенный реестр. Если кому-то из коллег хочется попробовать поработать с распределенным реестром, просто свяжитесь с нами, поскольку мы действительно можем быстро подключить Вас, потенциально в качестве узла в нашей исследовательской сети ARCHANGEL, объединяющей узлы нашего архивного распределенного реестра, чтобы вы могли поэкспериментировать с этими технологиями самостоятельно. Мы задаем вопросы и отвечаем на некоторые из них, с тем, чтобы понять, действительно ли это та технология, которую мы сможем надежно использовать как часть нашей инфраструктуры электронной сохранности; и могут ли заинтересованные стороны надежно использовать эту дополнительную возможность, которой являются в конечном итоге криптографические гарантии того, что имеющиеся у нас документы со временем не изменяются, и это моно криптографически доказать.

(Окончание следует, см. https://rusrim.blogspot.com/2018/08/2-archangel-2.html )

Беседу вела Касси Финдлей (Cassie Findlay)

Источник: сайт «Recordkeeping Roundtable»
https://rkroundtable.org/2018/08/09/recordkeeping-roundcasts-episode-2-project-archangel-and-distributed-ledger-experimentation/

Комментариев нет:

Отправить комментарий