понедельник, 31 октября 2016 г.

«Осенний документооборот 2016»: Росархив об изменении своего статуса и планах работы


На традиционных ежегодных конференциях «Осенний документооборот», которые проводят компания «Электронные Офисные Системы» и технический подкомитет по стандартизации электронного документооборота (ПК 6), регулярно выступают представители регуляторов, правда чаще всего это сотрудники Министерства связи и массовых коммуникаций.

Представители Федерального архивного агентства нашими гостями бывают реже, чем хотелось бы – руководитель ведомства А.Н. Артизов выступал на нашей конференции шесть лет назад (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2010/10/blog-post_9446.html ).

Мой комментарий: Перечитав пост 2010 года, еще раз с грустью убедилась, что большая часть проблем, связанных с электронными документами и архивами, которые Росархив собирался решить в 2010 году, до сих пор не решена.

На конференции этого года «Осенний документооборот 2016» с докладом «Новый статус Росархива как регулятора в сфере работы с электронными документами» выступил Олег Владимирович Наумов, статс-секретарь– заместитель руководителя Федерального архивного агентства (https://www.youtube.com/watch?v=cYxxa-5NPFU )



В своем докладе он перечислил ряд нормативно-правовых актов, над которыми Росархив планирует работать в ближайшее время, в том числе он назвал документ, о котором я совершенно не ожидала услышать. Олег Владимирович сообщил, что планируется разработка нового перечня типовых архивных документов с указанием сроков хранения. Это связано с тем, что в российском делопроизводстве появились совершенно новые виды документов, и их необходимо включить в Перечень и установить им сроки хранения.

Кроме того, по задумке Росархива, планируется избавить Перечень от отметки ЭПК, которая сейчас активно используется, с тем, чтобы сократить трудозатраты на проведение экспертизы ценности документов и максимально формализировать эту работу.

Мой комментарий: Отметка ЭПК очень удобна тогда, когда заранее невозможно учесть все возможные обстоятельства, влияющие на срок хранения документов – или когда для проведения этой сложной, ответственной и трудоемкой работы не хватает специалистов. Срок «5 лет ЭПК» позволяет хранить документы от 5 лет до бесконечности, и перекладывает ответственность на того, кто организует уничтожение. Отказавшись от пометки ЭПК, на мой взгляд, Росархив серьёзно себя подставит, ведь именно ему будут адресованы претензии ведомств и организаций, которые уничтожат свои документы в соответствии с Перечнем и в результате понесут серьёзный ущерб. То, что довольно многие сроки хранения в Перечне либо ошибочны, либо применимы не при всех обстоятельствах – хорошо известный факт.

После доклада я подошла к Олегу Владимировичу и задала вопрос об еще одном перечне, чья судьба меня интересует – Перечне документов кредитных организаций. Он сообщил, что документ прошел самые последние согласования в Банке России, и Росархив планирует его принять до конца этого года. Я также уточнила, насколько серьезно изменилось содержание Перечня после всех согласований и доработок. По словам О.В.Наумова, изменений много, в том числе и по срокам хранения.

Источник: YouTube
https://www.youtube.com/watch?v=cYxxa-5NPFU

5 комментариев:

  1. Интересным, как обычно, было выступление г-жи Соловяненко на круглом столе. С одной стороны, по ее мнению, в перспективе документ скоро исчезнет как таковой - останутся одни правоотношения (не совсем, правда, ясно, где и как эти правоотношения будут фиксироваться). С другой стороны, в отношении своих личных прав - особенно имущественных - г-жа Соловяненко доверяет и собирается продолжать доверять только и исключительно бумаге. Г-жа Солвяненко - увлекательно и интересно мыслящий эксперт, однако познакомиться с ее текстами очень трудно - их фактически нет в природе. Пишет ли она что-нибудь? Где публикует?

    ОтветитьУдалить
  2. Насколько я знаю, Нина Ивановна регулярно публикуется в журналах. Некоторые её публикации можно найти в интернете:

    Юридические требования к электронному документообороту: Законодательство и правоприменительная практика, 2006,
    https://www.nsd.ru/common/img/uploaded/files/depo/38/29_31_solovyanenko.pdf

    Актуальные проблемы реформирования правовой базы электронной подписи и электронного документа в Российской Федерации, 2012, http://www.gdm.ru/meropr/061212_forum/article/solovyanenko.pdf

    Роль экспертного сообщества в разработке нормативных актов в сфере электронного документооборота, 2013, http://www.gdm.ru/images/infodokum_122013/solovyaneko.pdf

    Юридическая стратегия информационной экономики: от международного опыта к российской практике, http://ifapcom.ru/files/Monitoring/solovyanenko_legal_strat_infecon.pdf

    Правовое регулирование отношений акционера и общества - эмитента в связи с раскрытием информации, 2014, http://igpran.ru/Trudi_IGP_RAN/2014-1(1).pdf

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. К сожалению, все это известно и достаточно давно. Свежего хочется, нового, актуального - а с эти-то и беда.

      Удалить
  3. Насколько я понял, для бумаги отметку ЭПК планируют оставить. Говоря об отметке, Наумов акцентировал внимание на электронных документах.

    ОтветитьУдалить
  4. Это было бы слишклом странно. :) Документ есть документ. Правила экспертизы ценности, с моей точки зрения, не должны зависеть от носителя.

    ОтветитьУдалить