Статья известного австралийского специалиста Касси Финдлей (Cassie Findlay) была опубликована 15 июня 2017 года на её блоге CassieFindlay.com
Фото с Национального саммита «навести порядок в документах» (Setting the Records Straight) - Николя Лоран (Nicola Laurent). Желтые таблички отмечают различные права – «на участие», «на доступ». «на раскрытие информации».
Специалисты по управлению документами стремятся создавать системы, обеспечивающие для того сообщества, которому мы служим, возможность полагаться на заслуживающие доверия доказательства, а также защиту общественной памяти во времени. Однако ныне существующие внедрения документных систем несовершенны и допускают не лучшую практику управления документами, неравноправие в плане доступа к ним и возможность утраты документов.
Реализованные на практике системы управления документами не смогли идти в ногу тенденциями к децентрализации и к обеспечению для субъектов персональных данных личного контроля над ними. Появление децентрализованного доверия на базе вычислений, как это видно на примере технологий «блокчейна» (blockchain – также используется термин «распределенные реестры» - Н.Х.), позволяет нам представить себе новые модели управления документами, которые также смогут дать пользователям документов большую уверенность относительно их долговечности и доступности, и откроют для частных лиц новые возможности для сохранения их собственных документов.
В этой заметке я рассматриваю вопрос о том, как детям, переданных на воспитание вне своей семьи (out of home care), дать возможность создавать и сохранять свои собственные документы, в свете инноваций в области децентрализованных механизмов доверия и, в частности, технологии» блокчейн; а также обсуждаю, каким образом использовать основной навык специалистов по управлению документами – умение проводить анализ деловых процессов с точки зрения управления документами (appraisal – далее «документационный анализ») для лучшего понимания того, как технологии «б блокчейн» может стать частью решения этой проблемы.
Мой комментарий: В этот раз, уважаемый читатель, я предлагаю Вам трудную для восприятия статью – и, скажу сразу, со многими соображениями автора я не согласна. Мне, однако, кажется, что усилия на её чтение не будут напрасными, поскольку Вы. Возможно, почувствуете, какие проблемы сегодня волнуют ведущих зарубежных специалистов, и как они собираются их решать.
Введение
Специалисты по управлению документами владеют основательным набором методов для обеспечения создания и надлежащего управления документами о деловой активности конкретного человека, сообщества, организации или юрисдикции. Здесь используется широкая трактовка понятия «деловой деятельности», охватывающая любые действия и транзакции, в рамках которых участвующими в них сторонами считается необходимым в какой-либо форме создавать и сохранять их свидетельства / доказательства. В соответствии с Международным стандартом ISO 15489-1: 2016 «Управление документами», документы - это:
«Информация, созданная или полученная организацией или отдельным лицом, и сохраняемая в дальнейшем в качестве доказательства и актива, - для выполнения требований законодательства, или же в интересах деловой деятельности.»Документы представляют собой контекстуализированные (говоря по-русски, «привязанные» к условиям и обстоятельствам деловой деятельности – Н.Х.) и контролируемые следы событий или транзакций, созданные и хранимые – от несколько секунд до тысячелетий – с разнообразными целями, чтобы удовлетворить потребности меняющегося круга заинтересованных сторон. Сейчас в различных секторах общества (частном, государственном и др.) документы чаще всего создаются и хранятся в виде наборов данных, сгруппированных и неразрывно связанных с метаданными, которые описывают их контекст и используются для управления ими.
Источник: Стандарт ISO 15489-1:2016 «Информация и документация – Управление документами. Часть 1: Понятия и принципы» (Information and documentation - Records management - Part 1: Concepts and principles, предыдущая редакция стандарта адаптирована в России как ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007)
Документные системы разрабатываются и внедряются для хранения и управления документами и их метаданными во времени. Традиционно такого рода системы создавались и контролировались такими структурами, как органы государственной власти и корпорации, в целях обеспечения подотчетности и эффективного ведения деловой деятельности. Однако в последнее время эти структуры не сумели идти в ногу с наблюдающимися в обществе тенденциями в сторону децентрализации и перехода на модели ведения деловой деятельности и сохранения персональной памяти посредством вовлечения заинтересованных лиц (participatory models); их системы по-прежнему являются в основном централизованными, а контент систем контролируется и защищается организацией-владельцем. Не уделялось внимания разработке систем, которые бы соответствовали потребностям и поддерживали деятельность отдельных индивидуумов или сообществ.
Мой комментарий: В отличие от автора, меня, например, совершенно не впечатляет поднятая в последнее время шумиха по поводу блокчейна и распределенных реестров. Я не сомневаюсь в том, что и распределенные реестры (которые сами по себе не являются чем-то сильно инновационным), и действительно очень необычная новая модель доверия, показавшая свою работоспособность в рамках криптовалюты Биткойн, найдут свои ниши и войдут в арсенал методов, используемых для совершенствования государственного управления и деловой деятельности. В то же время я уверена, что подавляющее большинство систем останется централизованными и подконтрольными единственному владельцу – просто потому, что такие решения обычно проще, надёжнее, эффективнее, а уж в плане решения правовых вопросов вообще намного лучше.
Любой обычный реестр можно реализовать на основе технологии блокчейн/распределенных реестров; точно так же, как никелированный топор можно использовать и вместо бритвы, и вместо зеркала – но вот нужно ли?
Для целей данной статьи технологии «блокчейн» определяются как платформы и приложения, использующие базы данных в виде цепочек блоков (блокчейны). Блокчейн - это «открытый, распределенный реестр, способный документировать транзакции между двумя сторонами эффективно, проверяемым и неподверженным изменениям образом. Сам реестр также может быть запрограммирован так, чтобы инициировать транзакции автоматически». [Источник: Марко Янсити (Marco Iansiti), Карим Лахани (Karim R. Lakhani) «Правда о блокчейне» (The Truth About Blockchain), «Гарвардское деловое обозрение» (Harvard Business Review), Гарвардский университет, январь 2017 года, https://hbr.org/2017/01/the-truth-about-blockchain ].
Эти технологии представляют собой новую парадигму создания и управления документами посредством предоставления нам инструментов для создания деловой среды, в которой нет нужды в проверяющей транзакции доверенной третьей стороне. Они обеспечивают неподверженное цензуре и изменениям, обеспечивающее привязку ко времени документирование обмена ценностями или информацией, результаты которого останутся доступными для всех тех, у кого есть соответствующие права доступа, до тех пор, пока жив Интернет и те ресурсы, которые необходимы для его функционирования. Здесь есть потенциал для того, чтобы дать отдельным лицам и сообществам больше власти над созданием и хранением деловых документов и над формированием памяти.
На данный момент варианты применения для технологии блокчейн в основном были найдены в сферах финансов, управления собственностью, контрактами и личными профилями (identity). В этих сферах можно наблюдать потребность как в решениях для хранения больших объемов документов, так и в более специфических, индивидуализированных решениях для конкретных нужд, таких, как:
- Централизованные земельные кадастры, контролируемые и / или поддерживаемые государственными органами;
- Системы, поддерживающие создание и хранение подписанных контрактов с розничными торговцами или поставщиками услуг, документы о которых сохраняются обеими сторонами или одной стороной, с ограниченным доступом для пользователей;
- Системы финансового менеджмента, используемые банками для регистрации обмена денежными средствами; а также
- Системы подтверждения личности, такие, как реестры метрических записей о рождении или же системы подтверждения права на открытие банковских счетов.
Для нас, как представителей профессии специалистов по управлению документами, представляет интерес возможность использования моделей, в которых «владельцами» выступают равноправные участники или сообщества; а также модели ведения личной документации, удовлетворяющие требованиям к долговечным, заслуживающим доверия документам, отражающим личный опыт, транзакции и взаимодействия, которые сохраняются как для собственных целей, так и для информационного обмена в соответствии с данными владельцем инструкциями.
Появляются очень интересные проекты, направленные на создание систем для документов, лично управляемых отдельным человеком в форме данных; в сочетании с растущей зрелостью и всё более широким распространением технологий и сервисов блокчейна. Специалисты по управлению документами должны вносить свой вклад в разработку этих новых форм ведения документации и управления ею. Здесь есть надежда на то, что, наконец, придёт отклик на звучащие начиная с 1990-х годов призывы Криса Херли (Chris Hurley) и Сью МакКемиш (Sue McKemmish) о создании наборов функциональных требований для пост-кустодиальных (когда документы физически архиву на хранение не передаются и хранятся самим создателем, а архив управляет ими «по месту» посредством предоставления нормативно-методической поддержки – Н.Х.) личных архивов. [См. Сью МакКемиш (S. McKemmish), «Свидетельство обо мне» (Evidence of me), Австралийский библиотечный журнал (The Australian Library Journal), 45(3), 1996, стр.174-187]
(Продолжение следует см. http://rusrim.blogspot.ru/2017/08/2.html )
Касси Финдлей (Cassie Findlay)
Источник: блог Касси Финдлей
https://cassiefindlay.com/2017/06/15/appraisal-blockchain/