суббота, 31 января 2015 г.

Новые российские стандарты на сайте ФГУП «Стандартинформ»: Что почитать?


На сайте ФГУП «Стандартинформ» ( http://www.gostinfo.ru/PRI/ ) в последнее время размещаются для ознакомления заинтересованных лиц окончательные редакции проектов национальных стандартов, которые утверждены Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

18 января 2015 года на сайте Стандартинформа был, в частности, выложен межгосударственный стандарт ГОСТ 1.3-2014 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов» объёмом  81 страниц, который вводится в РФ взамен ГОСТ 1.3-2008 с 1 июля 2015 г., см. http://www.gostinfo.ru/PRI/Page/GetPage?lpage=1&MaterialID=272006 .

Стандарт разработан Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» («ВНИИНМАШ») на основе официального перевода на русский язык англоязычных версий руководств ISO/IEC Guide 21-1:2005 «Принятие международных стандартов и других международных документов на региональном или национальном уровне Часть 1. Принятие международных стандартов» («Regional or national adoption of International Standards and other International Deliverables - Part 1: Adoption of International Standards») и ISO/IEC Guide 21-2:2005 «Принятие международных стандартов и других международных документов на региональном или национальном уровне Часть 2. Принятие международных документов, кроме международных стандартов» («Regional or national adoption of International Standards and other International Deliverables - Part 2: Adoption of International Deliverables other than International Standards»). Внесён Межгосударственным Техническим Комитетом 536 «Методология межгосударственной стандартизации».

Стандарт устанавливает правила разработки межгосударственных стандартов на основе международных и региональных стандартов и международных документов, не являющихся международными стандартами, в том числе особенности оформления и обозначения таких межгосударственных стандартов.

Источник: сайт ФГУП «Стандартинформ»
http://www.gostinfo.ru/PRI/

Судебная практика: Оснований для дактилоскопирования и фотографирования гражданина у полиции не было, но суд постановил удалить из баз данных только его фотографию


Вступив в отделении банка в спор, гражданин и не предполагал, что дело закончится доставлением его в дежурную часть, где его сфотографировали и сняли отпечатки пальцев.

Несмотря на то, что законы не требуют дактилоскопирования и фотографирования всех административных правонарушителей – они должны проводиться только в том случае, когда установить личность граждан другим способом невозможно, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми в феврале 2014 года № 33-920/2014 признала необходимость удаления из баз данных только фотографии гражданина.

Суть спора


Гражданин обратился в отделение банка для замены пластиковой карты, где получил отказ. Разговор происходил на повышенных тонах, после чего сотрудница банка вызвала наряд полиции, который доставил гражданина в дежурную часть УМВД РФ по г. Сыктывкар.

В дежурной части полиции был составлен протокол об административном правонарушении. Гражданин предъявил сотрудникам полиции паспорт гражданина СССР и служебное удостоверение. В дежурной части гражданин был подвергнут дактилоскопированию и фотографированию, после чего был отпущен.

Вступившим в законную силу постановлением Сыктывкарского городского суда производство по делу об административном правонарушении в отношении гражданина было прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Гражданин обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел Республики Коми о возложении обязанности предоставить ему информацию о должностном лице, санкционировавшем его дактилоскопирование и фотографирование, об удалении указанной информации из базы данных полиции, как компрометирующей его личность и угрожающей его личной безопасности, и о возмещении морального вреда.

В обоснование требований гражданин указал, что сохранение в базе данных сведений о нем его компрометирует, поскольку причисляет к лицам, совершившим противоправные действия, а также угрожает личной безопасности, так как, по его мнению, сотрудники полиции в дальнейшем могут использовать указанную информацию против него.

Позиция Сыктывкарского городского суда

Сыктывкарский городской суд в декабре 2013 года отметил, что, поскольку у гражданина на момент доставления в дежурную часть имелся при себе паспорт, что позволяло установить его личность; и процедура задержания не проводилась, а согласия на фиксирование фотоизображения и дактилоскопирование получено не было, то сотрудники полиции не имели оснований для применения в отношении него указанных процедур. Как следствие, хранение и использование данной информацией, полученной без законных оснований, неправомерно, и. соответственно данная информация подлежит уничтожению.

В деле не был доказан добровольный характер оспоренных дактилоскопирования и фотографирования, а, по мнению суда, данные действия являются мерами государственного принуждения, для применения которых требуются достаточные основания, прямо установленные законом.

Суд руководствовался положениями Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ и законом «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» от 25 июля 1998 года № 128-ФЗ, в которых установлен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых в отношении граждан возможно проведение дактилоскопирования и фотографирования.
Для справки: В соответствии с п. 19 ст. 13 ФЗ «О полиции» полиции предоставлено право производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным.

В силу пункта (ж) части первой статьи 9 закона от 25.07.1998 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту; совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно.
По мнению суда, законы не требуют дактилоскопирования и фотографирования всех административных правонарушителей, а предусматривают их проведение только в том случае, когда установить личность данных граждан другим способом невозможно.

Решением Сыктывкарского городского суда иск гражданина удовлетворен частично. Суд обязал МВД по Республике Коми удалить из АИПС «СОВА» (автоматизированная информационно-поисковая система идентификации человека по изображению лица оперативно-справочного направления) отдела оперативно - розыскной информации МВД по РК фотоизображение гражданина. В удовлетворении требований об удалении дактилоскопической информации из баз данных по оперативно-справочным, криминалистическим и розыскным учетам МВД России гражданину было отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми оставила без изменения решение Сыктывкарского городского суда, а апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республики Коми - без удовлетворения.

Мой комментарий: Получается, что оснований для дактилоскопирования у полиции не было, но из баз данных суды эту информацию – специальные биометрические данные! -  удалить отказались. Вот так судьи «уважают» закон…

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=833065

пятница, 30 января 2015 г.

США: Google объединился с консультационной фирмой PricewaterhouseCoopers (PwC) в борьбе за 11-миллиардный контракт на модернизацию системы управления электронными медицинскими документами Министерства обороны


Заметка собственного корреспондента Computer Business Review (Компьютерное деловое обозрение) была опубликована на сайте издания 19 января 2015 года.

Google объединил силы с консультационной фирмой PricewaterhouseCoopers (PwC) в рамках заявки на получение контракта Министерства обороны США стоимостью 11 миллиардов долларов на создание системы управления медицинскими документами (Electronic Health Record, EHR) в рамках программы модернизации системы управления здравоохранением (Healthcare Management Systems Modernization, DHMSM).

Этот шаг стал следствием заключенного в октябре 2014 года соглашения о деловом партнерстве между двумя компаниями, которое предусматривает совместные действия в конкурентной борьбе за крупные проекты, используя для этого опыт консультирования PwC и облачные технологии Google.

Разработанное PwC решение под названием «Система медицинского обеспечения боеготовности» (Defense Operational Readiness Health System, DORHS) поможет обновить медицинскую информационную систему военного ведомства, дав возможность врачам и экспертам-медикам обеспечить медицинский уход за военнослужащими и членами их семей с использованием единого источника медицинских документов.

По словам Скотта Макинтайра (Scott McIntyre), организатора деятельности PwC в глобальном масштабе и при работе с организациями государственного сектора США, «Google известен своим опытом в области инновационных, защищённых и открытых технологий, и является силой масштаба Интернета. Его возможности могут дополнить предложенное нами решение на основе открытой архитектуры и сделать новую военную медицинскую информационную систему более полезной, гибкой и эффективной. Google может помочь нам в подготовке экономически эффективного и действенного решения для обслуживания медицинских потребностей наших военных».

В рамках тендера Google и PwC будут конкурировать с другими поставщиками корпоративных технологий, такими, как HP, IBM и CSC. Победитель будет объявлен в конце июня 2015 года.

Программа обновления направлена на замену существующей медицинской информационной системы Министерства обороны (Military Health System, MHS), которая в настоящее время содержит данные о примерно 10 миллионах человек, в том числе как о солдатах и офицерах действительной службы, так и о лицах, покинувших военную службу.

Решение PwC интегрирует программное обеспечение с открытым исходным кодом, разработанное Альянсом открытого программного обеспечения для управления электронными медицинскими документами (Open Source Electronic Health Record Alliance, OSEHRA, http://www.osehra.org/ ), и на этом основании компания утверждает, что может предложить экономически эффективную, в высокой степени интероперабельную ЭМК-систему.

Руководитель направления ИТ технологий в здравоохранении компании PwC Дэн Гарретт (Dan Garrett) отметил: «Наше решение спроектировано таким образом, чтобы обеспечить гибкость, экономическую эффективность и создать платформу, которая выдержит испытание временем. Оно не полагается на непроверенные технологии и проприетарные вычислительные платформы».

«Мы считаем, что наше простое в использовании решение позволит сократить время, которое требуется для внедрения и освоения новой системы, и это поможет устранить технические сложности, которые, как правило, являются причиной ненужного «ползучего роста затрат» и отставаний от графика».

«Посредством объединения усилий с такими нашими поставщиками технологий, как Google, мы предлагаем Министерству обороны высоконадежное, масштабируемое и интероперабельное решение, которое может быть внедрено в строгом соответствии с  графиком, и будет способствовать необходимых для будущего инновациям, не оказываясь при этом в зависимости от конкретного поставщика».

Источник: сайт Computer Business Review
http://www.cbronline.com/news/cloud/cloud-saas/google-joins-pwc-in-11bn-us-dod-healthcare-bid-4491291 

На сайте Британского института стандартов начато публичное обсуждение проекта стандарта ISO/IEC 27017 «Система менеджмента облачной безопасности и защиты персональных данных – Меры безопасности»


С 21 января 2015 года на сайте Британского института стандартов (BSI) выложен для публичного обсуждения проект нового стандарта Международной организации по стандартизации ISO/DIS 27017 «Информационные технологии - Методы обеспечения безопасности - Система менеджмента облачной безопасности и защиты персональных данных – Меры безопасности» (Information technology - Security techniques - Cloud computing security and privacy management system - Security controls)  объёмом 67 страниц, см. http://drafts.bsigroup.com/Home/Details/54010 , а также сайт ИСО, http://www.iso.org/iso/home/store/catalogue_tc/catalogue_detail.htm?csnumber=43757 , и мой пост о разработке этого документа,  http://rusrim.blogspot.ru/2013/03/blog-post_14.html . Обсуждение на сайте продлится до 20 марта 2015 года.


Интересно, что название документа на британском сайте отличается от сведений с сайта ИСО, где документ называется «Информационные технологии – Методы обеспечения безопасности – Свод практики использования мер информационной безопасности на основе стандарта ISO/IEC 27002 сервисами облачных вычислений» (Information technology - Security techniques - Information Technology — Security Techniques —
Code of practice for information security controls based on ISO/IEC 27002 for cloud services).

Как отмечается в документе, данный Международный стандарт содержит указания по мерам обеспечения информационной безопасности, применимым при предоставлении и использовании облачных услуг, в том числе за счет:
  • Дополнительных рекомендаций по внедрению соответствующих мер, перечисленных в стандарте ISO/IEC 27002;

  • Дополнительных, специфических для облачных сервисов мер контроля и управления, а также рекомендаций по их внедрению.
Данный Международный стандарт предлагает меры контроля и управления, а также рекомендации по их внедрению как поставщикам облачных услуг, так и их клиентам.

Содержание стандарта следующее:
Предисловие
0. Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Определения и сокращения
4. Понятия, специфические для отрасли облачных вычислений
5. Политики информационной безопасности
6. Организация информационной безопасности
7. Кадровая безопасность
8. Управление активами
9. Контроль над доступом
10. Криптография
11. Физическая и экологическая безопасность
12. Безопасность оперативной деятельности
13. Безопасность коммуникаций
14. Приобретение, развитие и поддержка системы
15. Взаимодействие с поставщиками
16. Управление инцидентами информационной безопасности
17. Аспекты информационной безопасности при обеспечении непрерывности деловой деятельности 
18. Соответствие законодательно-нормативным требованиям
Приложение A (нормативное): Расширенный набор мер контроля и управления для облачных услуг
Приложение B (информационное): Литература по рискам информационной безопасности, связанным с облачными вычислениями
Библиография
Источники: сайт Британского института стандартов / сайт ИСО
http://drafts.bsigroup.com/Home/Details/54010 
http://www.iso.org/iso/home/store/catalogue_tc/catalogue_detail.htm?csnumber=43757

Утвержден план научно-исследовательских работ ВНИИДАД на 2015 год


Приказом Росархива №103 от 26 декабря 2014 года утвержден «План научно исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых на основе государственного задания Федерального архивного агентства на 2015 год». План предусматривает проведение исследований по 13 темам, и ВНИИДАД разрабатывает все эти темы в качестве головной организации – исполнителя НИР. В шести темах в качестве соисполнителей предусмотрено участие федеральных государственных архивов.

Результатами исследований в 2015 году будут:
  • Аналитический обзор «Анализ научно-методической обеспеченности базовых архивных технологий с учетом приоритетных направлений развития архивной отрасли»;

  • Перечень базовых архивных технологий с указанием потребности в дальнейшей научно-методической разработке и сроков ее проведения;

  • Аналитический обзор «Исследование практики публикации архивных документов в Российской Федерации (1992–2013 гг.)»;

  • Методические рекомендации «Использование архивных документов, содержащих персональные данные, конфиденциальную информацию, коммерческую тайну и другие тайны, охраняемые законодательством (за исключением государственной тайны)»;

  • Методические рекомендации «Организация работы государственного и муниципального архива (планирование, отчетность, нормирование и организация труда, организация работы совещательных органов»;

  • Аналитический обзор «Исследование международных стандартов и проектов международных стандартов ИСО по управлению документами за 2014 год, определение целесообразности разработки на их основе соответствующих национальных стандартов Российской Федерации».
Ряд включенных в план работ будет выполняться в 2015-2016 годах:
  • Подготовка изменений в «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях РАН»;

  • Подготовка аналитического обзора «Основные направления, результаты и перспективы научных исследований по проблемам архивоведения и документоведения в Российской Федерации (1991–2015 гг.)»;

  • Подготовка изменений в Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010. № 558.
Мой комментарий: Бросается в глаза то, что явным образом ни одна из тем не упоминает проблематику электронных документов и особенно их архивного хранения. Остается лишь надеяться на то, что разработчики не станут игнорировать эти вопросы. Посмотрим, что появится на выходе – что-то стоящее или же, как в прошлые годы, посредственные документы, в основном посвященные устаревшим бумажным технологиям.

Я считаю, что в условиях массового перехода на использование электронных документов абсолютно необходимо изучать реальную практику работы с ними, обобщать опыт, накапливаемый государственными органами власти всех уровней. Именно так, а не путем «высасывания из пальца» в своё время создавались в 1970-1980 годы классические документы, регламентировавшие бумажное делопроизводство и архивное дело.

Интересно то, что в план включены только архивные темы, а изучение современных проблем делопроизводства не планируется. Впервые за последние годы не запланирована подготовка государственных стандартов.

Сайт Федерального архивного агентства
http://archives.ru/reporting/plan-nir2015.shtml

четверг, 29 января 2015 г.

Восстанавливая прошлое Боснии из пепла


Заметка корреспондента службы новостей BBC в Сараево Ги де Лони (Guy De Launey) была опубликована на сайте Европейской службы BBC 17 января 2015 года.

Участники беспорядков в феврале 2014 года намеренно (по мнению автора статьи – Н.Х.) сожгли Национальный архив

Интерьер здания президентской администрации в Сараево сейчас такой, что способен вызвать дрожь у любого историка. Дело не в самом убранстве здания, а в обгоревших документах, сложенных вдоль стен. Эта «выставка» поврежденных документов тянется далеко вдоль коридоров первого этажа здания, оставляя темные пятна на белой краске, и приводит к груде обгоревших книг, коробов и рукописей в подъезде.

Эти обгоревшие останки были частью одного из самых важных исторических архивов Боснии. Они каким-то чудом пережили не только две мировые войны, но и осаду Сараево в 1990 году – только для того, чтобы быть уничтоженными за один вечер беспорядков во время антиправительственных протестов в феврале прошлого года (об этом событии см. также http://rusrim.blogspot.ru/2014/02/blog-post_383.html - Н.Х.).

Заместитель директора Президентского архива Шимун Новакович (Šimun Novaković), морщится, предлагает показать повреждения, и поднимет тонкое синее пластиковое покрывало, под которым скрыта ещё одна партия обожжённых бумаг – на некоторых текст до сих пор виден, а другие почернели так, что практически наверняка не подлежат восстановлению.

«Это были материалы, относившиеся к эпохе Габсбургов и первой и второй мировых войн. Были также рукописные документов эпохи Османской империи. Ужасно, что в течение одного дня люди смогли нанести такой огромный ущерб».

Среди документов, уничтожение которых подтверждено, были три полки коробов и папок с материалами эпохи австро-венгерского правления в Боснии по теме «Военные вопросы, образование, религия, информаторы».

Босния гордится своей богатой историей, однако усилия по сохранению того, что осталось от её культурно-исторического наследия, получают очень слабую поддержку

Сгорели военные архивные документы периода Первой мировой войны - вместе с документами фашистского движения хорватских усташей, которое управляло Боснией во время Второй мировой войны.

Нет ни денег, ни оборудования

Турция профинансировала новое, более защищённое архивное здание, однако неясно, что можно будет туда поместить. Г-н Новакович говорит, что он и его коллеги до сих пор разбирают и классифицируют поврежденные материалы – однако для восстановления документов нет ни средств, ни оборудования.

Квалифицированные операторы могут оцифровывать 300-400 страниц в час

Для страны, столь гордящейся своей богатой историей, Босния очень мало поддерживает усилия по обеспечению сохранности и показу своего культурно-исторического наследия.

Сокращение финансирования культуры привело к закрытию в 2012 году Национального музея, после того, как его сотрудники были отправлены в годичный неоплачиваемый отпуск. Внутри опустевшего здания остается ценный еврейский манускрипт, Сараевская Агада - символ мультикультурной истории города...

В 1992 году во время пожара в старой мэрии архивистам удалось спасти ряд наиболее ценных документов. Они, однако, никогда не были возвращены в специальные хранилища.

Историческое значение

По словам британского журналиста и историка Криса Беннетта (Chris Bennett), «Эти [пострадавшие – Н.Х.] материалы не были размещены адекватным образом - что-то нужно делать». Вместе с тремя другими давними иностранными резидентами Сараево он создал Фонд по сохранению исторического наследия. Они поставили своей целью обеспечить сохранность  боснийских архивных документов в электронном виде – пока не случилось каких-нибудь других бедствий.

Г-н Беннет отмечает, что сохранение документов – это вопрос не только местного значения, учитывая значимость событий в Боснии и в соседних регионах накануне и во время Первой мировой войны.

Британский фотограф Джим Маршалл (Jim Marshall) помогает оцифровать то, что уцелело

«Здесь у нас хранится вся справочная информация, относящаяся к убийству эрцгерцога Франца-Фердинанда. Материалы следствия, сообщения прессы того времени, некролог в печатавшейся в Боснии газете на немецком языке… Обычно основное внимание уделяется Западному фронту - но война началась и закончилась на Балканах».

Многие из документов, спасенных во время пожара 1992 года, проходят через небольшую комнату в Национальной и университетской библиотеке в Сараево, где Фонд установил простую, но качественную установку для оцифровки архивных документов.

Использовать документы, не притрагиваясь к ним

 «Опытные операторы могут обрабатывать 300-400 страниц в час, оцифровывая серьезные объёмы материалов», говорит британский фотограф Джим Маршалл, еще один член Фонда. «Хрупким документам место в сейфе. Основная идея заключается в том, что электронные образы можно просматривать и распространять, не прикасаясь к оригиналам документов».

Надина Гребович-Лендо (Nadina Grebovic-Lendo) рассказывает о том, что Национальная и университетская библиотека ищет международное финансирование

Ставится задача сделать архивные материалы доступными онлайн для исследователей по всему миру. Подобные системы уже существуют во многих других местах, но Босния – это очень необычная страна, где завершение даже простого проекта может стать поводом для празднования.

«Сотрудничество очень важно для нас», говорит Надина Гребович-Лендо, возглавляющая проект по оцифровке Национальной и университетской библиотеки. «От правительства не поступило никакой финансовой помощи для сохранения наших коллекций. Поэтому мы ищем способы справиться собственными силами».

Члены Фонда подчёркивают, что и им самим тоже не помешало бы дополнительное финансирования, тогда они могли бы увеличить свои усилия по обеспечению сохранности исторического наследия.

Для спасения материалов, сгоревших в феврале прошлого года, время, наверное, уже упущено - но, возможно, в целом у боснийской уникальной памяти о прошлом ещё может быть будущее?

Ги де Лони (Guy De Launey)

Источник: сайт Европейской службы BBC
http://www.bbc.com/news/world-europe-30798537

Новости проекта InterPARES Trust: Лючиана Дюранти выступила на симпозиуме в Объединенных Арабских Эмиратах


28 января руководитель международного проекта InterPARES Trust д-р Лючиана Дюранти (Luciana Duranti) выступила с докладом о создании программы обеспечения долговременной сохранности электронных материалов на проходившем в Объединенных арабских эмиратах симпозиуме по обеспечению сохранности документов электронно-мобильного правительства (M-Government),




Источник: страница Лючианы Дюранти в сети Facebook
https://www.facebook.com/luciana.duranti.9 
https://www.facebook.com/luciana.duranti.9/posts/10152760975619069 

Органы записи актов гражданского состояния и электронные документы


Федеральный закон от 31 декабря 2014 № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»» предоставляет возможность подавать заявления в органы ЗАГС в электронной форме через единый портал государственных и муниципальных услуг.

В пояснительной записке к проекту федерального закона отмечается, что законопроект «направлен на установление правового режима электронного документа и обеспечение его юридической силы в деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния (органы ЗАГС)».

В Федеральном законе от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в статье 4. «Органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния» уточнено, что законом субъекта РФ определяются также место хранения записей актов гражданского состояния «на бумажных носителях и в форме электронных документов»

Мой комментарий: Интересно, какие варианты «мест хранения электронных записей актов гражданского состояния» предложат в своих законодательных актах регионы?

Статья 7. «Запись акта гражданского состояния» дополнена пунктом, позволяющим составлять записи актов гражданского состояния в форме электронного документа:
Федеральный закон от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» 

Статья 7. «Запись акта гражданского состояния»

5. Запись акта гражданского состояния составляется также в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного работника органа записи актов гражданского состояния.

Записи актов гражданского состояния, составленные в форме электронных документов, хранятся в информационной системе органа записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации указанных актов гражданского состояния и (или) в информационной системе органа исполнительной власти субъекта РФ, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории соответствующего субъекта РФ. Сведения, содержащиеся в записях актов гражданского состояния, составленных в форме электронных документов, являются сведениями, на основе которых в порядке, установленном законодательством РФ, формируются базовые государственные информационные ресурсы.

Требования к форматам сведений, вносимых в записи актов гражданского состояния, составленные в форме электронных документов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Кроме того, законом предусмотрено, что в органы ЗАГС в форме электронного документа можно подавать следующие виды заявлений и запросов, которые подписываются простой электронной подписью заявителей:
  • Запрос о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния (ст.9)

  • Заявление о рождении ребенка (ст. 16).

  • Заявление о заключении брака (ст.26)

  • Заявление о государственной регистрации расторжения брака на основании решения суда о расторжении брака (ст. 35)

  • Заявление о государственной регистрации усыновления ребенка ст.41).

  • Совместное заявление об установлении отцовства на основании совместного заявления отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка (ст.50).

  • Заявление об установлении отцовства по заявлению отца, не состоящего в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка (ст.51).

  • Заявление о государственной регистрации установления отцовства на основании решения суда (ст.52).

  • Заявление о смерти (ст. 66).
Исключения предусмотрены только для двух видов заявлений:
  • Совместное заявление о расторжении брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия (ст.33).

  • Заявления о перемене имени (ст.59).
Заявление о перемене имени подается в орган записи актов гражданского состояния в письменной форме лично лицом, желающим переменить имя. Подача заявления о перемене имени в форме электронного документа законом не предусмотрена - разработчики закона сочли это нецелесообразным.
Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»

Учитывая сложность данного акта гражданского состояния (с учетом последующего внесения изменений в записи актов гражданского состояния, ранее составленные в отношении лица, переменившего имя), а также правовые последствия перемены гражданином своего имени, устанавливать электронный порядок обращения в орган ЗАГС на предмет перемены имени представляется нецелесообразным.
Совместное заявление о расторжении брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия – единственное заявление, которое требуется при подачи в форме электронного документа подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью каждого заявителя (ст.33).
Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»

Согласно пункту 4 статьи 33 Федерального закона №143-ФЗ государственная регистрация расторжения брака по совместному заявлению супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия, производится в присутствии хотя бы одного из супругов по истечении месяца со дня подачи супругами совместного заявления о расторжении брака.

… в  целях предотвращения возможных негативных последствий и нарушений прав и законных интересов супругов после расторжения брака, представляется целесообразным подписание указанного совместного заявления о расторжении брака усиленными квалифицированными электронными подписями.
Мой комментарий: Учитывая, что бòльшая часть наших граждан не имеет усиленных квалифицированных подписей, могу предположить, что данный вид заявления в электронном виде на практике подаваться в органы ЗАГС не будет.

Органы ЗАГСа могут представлять в форме электронных документов «сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг и направляемые органом записи актов гражданского состояния в форме электронного документа в ответ на межведомственный запрос, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного работника указанного органа» (ст.12).

В случае направления заявлений в форме электронного документа, при получении документов и осуществлении регистрации актов гражданского состояния, при личном обращении в назначенное для государственной регистрации время граждане предъявляют документы удостоверяющие личность и другие документы, требуемые для регистрации тех или иных актов гражданского состояния или получения повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, в органе записи актов гражданского состояния или многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг.

Мой комментарий: Я считаю положительным моментом расширение возможности использования простых электронных подписей. Отмечу, что такая возможность предусмотрена только в тех случаях, когда на конечном этапе при личном посещении ЗАГС для получения результатов услуги граждане предъявляют удостоверяющие их личность документы и другие документы, требуемые для регистрации тех или иных актов гражданского состояния.

В то же время хочу отметить следующее: акты гражданского состояния – это документы, которые сохраняют юридическую силу и правовую ценность веками. Здесь опасно «бежать впереди паровоза» и отказываться от ведения документов постоянного хранения на бумажных носителях. Пока мы не научимся надёжно сохранять электронные документы, соответствующие акты в электронном виде лучше использовать в качестве дубликатов бумажных оригиналов, а не вместо них.

Источник: Консультант Плюс / Сайт Государственной Думы РФ
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173183
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&D863042C4585D95643257C9A0056C721 

среда, 28 января 2015 г.

Разработка европейских стандартов долговременной архивации инженерно-конструкторской документации в аэрокосмической отрасли, часть 2


(Окончание, начало см. http://rusrim.blogspot.ru/2015/01/1.html )


20 января 2015 года на специальном сайте французского органа по стандартизации AFNOR для обсуждения проектов стандартов были выложены для публичного обсуждения следующие проекты французских версий частей стандарта NF EN 9300 «Аэрокосмическая серия – LOTAR - Обеспечение долговременной сохранности и возможности использования технических данных в электронном виде, таких, как 3D-модели, данные САПР и PDM-систем» (Série aérospatiale — LOTAR — Archivage Long Terme et récupération des données techniques produits numériques, telles que CAD, 3D et PDM):
  • PR NF EN 9300-012 «Часть 12: Базовое описание процесса «Приём на хранение»» (Partie 012: Description du processus de référence ''Soumission''»), http://www.enquetes-publiques.afnor.org/transport-et-logistique/pr-nf-en-9300-012.html

    Данный европейский стандарт содержит подробное описание рекомендуемого процесса передачи данных в архив, в соответствии с положениями стандарта EN 9300-010 (где дано общее описание рекомендуемых процессов архивирования 3D-данных о продукте). Такая передача включает преобразование контентной информации в формат архивирования STEP и генерацию архивного информационного AIP-пакета (в терминологии модели OAIS). Кроме того, основное внимание при описании процессов обращается на валидацию и верификацию преобразованной контентной информации.

  • PR NF EN 9300-013 «Часть 13: Базовое описание процесса «Архивное хранение»» (Partie 013: Description du processus de référence ''Stockage d’archive''), http://www.enquetes-publiques.afnor.org/transport-et-logistique/pr-nf-en-9300-013.html

    Данный европейский стандарт содержит подробное описание рекомендуемого процесса работы в архиве с архивным информационным пакетом, в соответствии с положениями стандарта EN 9300-010. Основное внимание уделяется обеспечению безопасности при обработке, что подразумевает использование электронных цифровых подписей, меры по восстановление в случае катастроф и актуализацию архивной базы метаданных.

  • PR NF EN 9300-014 «Часть 14: Базовое описание процесса «Извлечение»» (Partie 014: Description du processus de référence ''Mise à disposition''), http://www.enquetes-publiques.afnor.org/transport-et-logistique/pr-nf-en-9300-014.html

    Данный европейский стандарт содержит подробное описание рекомендуемого процесса поиска и извлечения 3D и PDM-данных. Основное внимание уделяется защищённости процессов, подразумевающей регламентированный поиск элементов заархивированных данных и распространение пакетов данных с использованием проверки электронных цифровых подписей или валидации архивных данных, в соответствии с положениями стандарта EN 9300-010.

  • PR NF EN 9300-015 «Часть 15: Базовое описание процесса «Удаление»» (Partie 015: Description du processus de référence ''Suppression''), http://www.enquetes-publiques.afnor.org/transport-et-logistique/pr-nf-en-9300-015.html

    Данный европейский стандарт содержит подробное описание рекомендуемого процесса удаления архивных информационных пакетов из архива, в соответствии  с положениями стандарта EN 9300-010.
Обсуждение проектов продлится до 6 февраля 2015 года. Тексты проектов можно скачать (при условии регистрации на сайте).

Источники: сайт AFNOR
http://www.enquetes-publiques.afnor.org/transport-et-logistique/pr-nf-en-9300-012.html 
http://www.enquetes-publiques.afnor.org/transport-et-logistique/pr-nf-en-9300-013.html 
http://www.enquetes-publiques.afnor.org/transport-et-logistique/pr-nf-en-9300-014.html
http://www.enquetes-publiques.afnor.org/transport-et-logistique/pr-nf-en-9300-015.html

На сайте Британского института стандартов начато публичное обсуждение проекта новой редакции ключевого стандарта по управлению документами ISO 15489-1


С 27 января 2014 года, практически одновременно с объявлением голосования в ИСО, на сайте Британского института стандартов (BSI) был выложен для публичного обсуждения проект новой редакции стандарта ISO/DIS 15489-1 «Информация и документация – Управление документами - Часть 1: Основные положения и принципы» (Information and documentation - Records management - Part 1: Concepts and principles), см. http://drafts.bsigroup.com/Home/Details/54120 . Обсуждение на сайте продлится до 23 марта 2015 года (при этом обсуждение в ИСО будет продолжаться до 23 апреля 2015 года).


У заинтересованных представителей общественности, таким образом, есть уникальная возможность ознакомиться с проектом и высказать свои замечания и предложения одновременно с экспертами ИСО.

Профильный комитет ИСО сейчас придерживается подхода, согласно которому стандарт ISO 15489-1 в новой редакции будет регламентировать оперативные процессы управления документами, в то время, как вопросы стратегического плана будут в основном рассматриваться в стандартах серии ISO 30300, адресованных руководителям, отвечающим за принятие решений о создании, охвате и внедрении систем менеджмента документов в своих организациях.

Как отмечается в анонсе, «Данный международный стандарт определяет понятия и принципы, на основе которых разрабатываются подходы к созданию документов, их захвату и управлению ими. Стандарт содержит концепции и принципы, касающиеся:
  • Документов, их метаданных и документных систем;
  • Политик, распределения обязанностей, а также мониторинга и обучения, поддерживающих эффективное управление документами;
  • Постоянно проводимого анализа условий деловой деятельности и идентификации требований к документам;
  • Мер и средств контроля и управления документами; и
  • Процессов создания, захвата и управления документами.
Настоящий стандарт распространяется на создание, захват и управление документами во времени, независимо от их структуры или формы, во всех видах деловой деятельности и технологических сред.»

Документ объёмом 26 страниц является итогом многочисленных дискуссий и обсуждений (это, если не ошибаюсь, уже 8-я его версия). Сейчас его содержание выглядит следующим образом:
Предисловие
Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Принципы управления документами
5. Документы и документные системы
  • 5.1. Авторитетные документы (authoritative records)
  • 5.2. Документные системы
6. Политики и распределение ответственности
  • 6.1. Общие положения
  • 6.2. Политики
  • 6.3. Ответственность
  • 6.4. Мониторинг и оценка
  • 6.5. Компетенции и обучение
7. Анализ процессов управления документами и экспертиза ценности документов (appraisal)
  • 7.1. Общие положения
  • 7.2. Область анализа
  • 7.3. Понимание деловой деятельности
  • 7.4. Определение требований к документам
  • 7.5. Практическое выполнение требований к документам
8. Меры контроля и управления над документами (records controls)
  • 8.1. Общие положения
  • 8.2. Схемы метаданных для документов
  • 8.3. Деловые классификационные схемы (business classification schemes)
  • 8.4. Правила доступа (access and permissions rules)
  • 8.5. Указания по срокам хранения документов и действиям, выполняемым по их истечении (disposition authorities)
9. Процессы создания, ввода/захвата и управления документами
  • 9.1. Общие положения
  • 9.2. Создание документов
  • 9.3. Захват документов (capturing records)
  • 9.4. Классификация и индексация документов (records classification and indexing)
  • 9.5. Управление доступом
  • 9.6. Хранение документов
  • 9.7. Использование и повторное использование
  • 9.8. Миграция и конверсия документов
  • 9.9. Уничтожение документов либо их передача на архивное хранение (disposition)
Библиография
Напомню, что на этом же сайте только что завершилось публичное обсуждение другого интересного документа – проекта стандарта ISO 30302 «Информация и документация - Система менеджмента документов – Руководство по реализации» (Information and documentation - Management systems for records - Guidelines for implementation), см. http://rusrim.blogspot.ru/2014/12/iso-30302.html .

Дополнительную информацию о работе над новой редакцией стандарта ISO 15489-1 см. на моем блоге в подборке http://rusrim.blogspot.ru/search/label/ISO%2015489 .

Источник: сайт Британского института стандартов
http://drafts.bsigroup.com/Home/Details/54120

Создается единый реестр проверок


Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 511-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»» дополнил основные принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (пункт 3 статьи 3). Теперь для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должна раскрываться информация «об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений».

Продолжена «традиция» создания единых государственных реестров. Закон дополнен статьёй 13-3 «Единый реестр проверок», согласно которой, в целях обеспечения учета проверок, проводимых при осуществлении государственного/муниципального контроля, а также их результатов, создается единый реестр проверок, которой является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок будет Генеральная прокуратура РФ.

Правительством РФ утверждаются правила формирования и ведения единого реестра проверок, определяющие (п.2):
  • Требования к порядку создания и ввода в эксплуатацию единого реестра проверок;

  • Порядок присвоения в автоматическом режиме учетного номера проверки;

  • Состав включаемой в единый реестр информации о проверке, ее результатах и принятых мерах по пресечению и/или устранению последствий выявленных нарушений, а также сроки и порядок включения данной информации в реестр;

  • Состав включаемой в единый реестр проверок информации, которая подлежит предоставлению государственным органам и органам местного самоуправления, а также порядок её предоставления;

  • Состав иной информации об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которая должна включаться в единый реестр проверок.
Оператор единого реестра проверок обеспечивает размещение на специализированном сайте следующей общедоступной информации из данного реестра (п.3):
  • Учетный номер проверки;

  • Информация, указываемая в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

  • Информация, указываемая в акте проверки;

  • Результаты проверки (были ли выявлены в ходе проверки нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами);

  • Принятые меры в отношении нарушений, выявленных при проведении проверки, включая выдачу предписаний об их устранении и/или о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда; сведения о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, о привлечении к административной ответственности виновных лиц, о приостановление или аннулировании ранее выданных разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации и иных документов, имеющих разрешительный характер, об отзыве продукции, о направлении материалов о выявленных нарушениях в государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, об обжаловании соответствующих решений и действий (бездействия) органа государственного/муниципального контроля, их должностных лиц и о результатах такого обжалования.
Ведение единого реестра проверок, внесение в него соответствующей информации и ее раскрытие осуществляются с учетом требований законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне (п.4).

Законом предусматривается поэтапное введение положений закона в части присвоения учетного номера проверкам и включения в единый реестр проверок информации о проверках:
  • с 1 июля 2015 года - в отношении проверок, проводимых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

  • с 1 июля 2016 года - в отношении проверок, проводимых при осуществлении регионального государственного контроля (надзора);

  • с 1 января 2017 года - в отношении проверок, проводимых при осуществлении муниципального контроля, с 1 января 2017 года.

вторник, 27 января 2015 г.

Разработка европейских стандартов долговременной архивации инженерно-конструкторской документации в аэрокосмической отрасли, часть 1


Кульманы давно ушли в прошлое, и разработка сложных технических объектов уже лет 20 ведётся в основном с использованием систем автоматизированного проектирования и пространственного моделирования. Само собой, чрезвычайно остро стоит проблема обеспечения долговременной сохранности электронных чертежей, моделей и иной документации в работоспособном виде.

В число усилий, прилагаемых европейскими странами для решения данной проблемы, входит и работа над стандартом EN 9300 «Обеспечение долговременной сохранности и возможности использования электронной документации на технические продукты, такой, как 3D-модели, данные САПР и PDM-систем, в аэрокосмической отрасли» (LOng Term Archiving and Retrieval of digital technical product documentation such as 3D, CAD and PDM data within the aerospace industry, LOTAR).

Этой работой занимается организация LOTAR International ( http://www.lotar-international.org/ ), целью которой является разработка, тестирование, публикация и поддержка стандартов долговременной архивации таких электронных цифровых данных, как 3D-модели, данные САПР и PDM-систем. Эти стандарты должны специфицировать проверяемые процессы архивации и извлечения.

Данные стандарты также можно использовать и в других отраслях промышленности, таких как автомобильная и судостроительная. Разработки гармонизированы с известными существующими руководствами, такими, как Рекомендация 4958 по долговременной архивации Немецкой ассоциации автомобильной промышленности (Verband der Automobilindustrie, VDA, https://www.vda.de/de ), и основываются на модели открытой архивной информационной системы OAIS, описанной в международном стандарте  ISO 14721.

Документы публикуются в виде серии европейских стандартов EN 9300, а также, в сотрудничестве с американской Ассоциацией предприятий аэрокосмической отрасли (Aerospace Industries Association, AIA), в качестве Национальных аэрокосмических стандартов (серия NAS93000).

На рис.1 показана структура стандарта LOTAR. Стандарт включает базовые части (Basic Parts), описания общих процессов (Common Process Parts) и специфические отраслевые разделы, относящиеся к проектированию механических систем, композитным материалам, схемам электропроводки, проектированию систем и т.д.

Рис.1 Структура стандарта LOTAR

Стандарт состоит из большого числа частей, ряд из которых уже официально опубликован, а другие находятся в работе. Ниже приведен их список со ссылками на оглавления этих стандартов, выложенные на сайте LOTAR International:

Новая Зеландия: Опубликованы отчеты Главного архивиста о делопроизводстве в государственных органах


Пресс-релиз Министерства внутренних дел Новой Зеландии (Department of internal affairs) был опубликован на независимом новостном сайте Scoop 22 января 2015 года.

22 января 2015 года на рассмотрение Палаты представителей парламента страны были представлены два доклада Главного архивиста (руководителя архивной службы) министру внутренних дел о состоянии делопроизводства в государственных учреждениях, и о результатах аудитов, проведенных в 2012/2013 и 2013/2014 годах.

Эти ежегодные доклады были подготовлены в соответствии с Законом о государственных документах 2005 года (Public Records Act 2005).

Каждый из отчетов содержит раздел о состоянии делопроизводства в государственных органах, в котором перечислены тенденции и проблемы, с которыми сталкивается делопроизводство в государственном секторе, и, где необходимо, даны рекомендации по улучшению положения дел.

Доклады содержат также результаты аудита 47 государственных учреждений, проверенных в 2012/2013 году, и ещё 40 учреждений, проверенных в 2013/2014 году.

Текущий пятилетний цикл проведения аудитов состояния делопроизводства начался в июле 2010 года. За пять лет проверку пройдут все государственные органы и организации. Этот цикл завершается в 2014/2015 году, в котором будет проведен аудит более двухсот государственных учреждений.

С отчетами можно ознакомиться по адресу:
Мой комментарий: По итогам отчета за 2013/2014 года, архивная служба отметила следующее (см. http://archives.govt.nz/chief-archivists-annual-report-state-government-recordkeeping-2013/14 ):
«Аудиты этого года показали, что постепенно в государственных учреждениях складывается стабильная культура управления информацией и документами. Ряд проверенных государственных учреждений продемонстрировал высокий уровень стремления к хорошему управлению документами и наличие планов по дальнейшему совершенствованию управления документами. С момента принятия Закона о государственных документах, государственные учреждения проделали большую работу по улучшению практики делопроизводства, и осознание деловых преимуществ хорошего делопроизводства продолжает расти. Хорошая практика электронного делопроизводства пока ещё находится в процессе развития, и есть возможности по «встраиванию» хорошей практики делопроизводства в ключевые деловые системы.

Хотя итоги аудитов этого года были лучше по сравнению с результатами проверок государственных учреждений в 2012-201 году, мы обеспокоены тем, что, хотя Закон о государственных документах вступил в силу почти 10 лет назад, только половина из проверенных в 2013-2014 годах государственных учреждений продемонстрировала достаточную зрелость их практики управления документами».
Источник: независимый новостной сайт Scoop / сайт Архивов Новой Зеландии
http://www.scoop.co.nz/stories/PO1501/S00068/chief-archivists-government-recordkeeping-and-audit-reports.htm
http://archives.govt.nz/chief-archivists-annual-report-state-government-recordkeeping-2012/13
http://archives.govt.nz/chief-archivists-annual-report-state-government-recordkeeping-2013/14 

Обмен информацией о ввозе и вывозе товаров между таможенной и налоговой службами будет осуществляться в электронной форме


Организация межведомственного электронного взаимодействия в нашей стране идет по двум направлениям. С одной стороны на уровне Правительства, в основном силами Минкомсвязи, делаются попытки выстроить единую систему электронного взаимодействия всех органов государственной власти на всех уровнях государственного управления. С другой стороны, ряд отвечающих за наполнение государственного бюджета ведомств, не дожидаясь глобального решения вопроса, постоянно совершенствуют свою ведомственную нормативно-правовую базу и налаживают электронное взаимодействие друг с другом. Кроме того, все основные контролирующие органы трогательно заботятся об удобствах для своих «клиентов», и с этой целью постепенно переводят взаимодействие с ними в электронный вид :)

Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 452-ФЗ «О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» как раз относится к таким законодательным актам. Новые положения, изменяющие порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов, вступают в силу с 1 октября 2015 года.

Закон был подготовлен в соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 29 июня 2012 г. № 1125-р и № 1128-р, которыми были утверждены планы мероприятий («дорожные карты») «Совершенствование таможенного администрирования» и «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта».

Статья 165 Налогового кодекса дополнена двумя пунктами, устанавливающими порядок электронного взаимодействия и передачи информации о вывозе товаров с территории РФ (ввозе товаров в РФ) таможенными органами в налоговые для проведения проверки налоговыми органами обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Налоговый кодекс Российской Федерации

Статья 165. Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов

17. В целях проверки налоговыми органами обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, в том числе по ввезенным товарам, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, передает в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведения в электронной форме.

18. Перечень сведений, форматы и порядок их передачи в электронной форме … утверждаются совместно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Одновременно экспортерам и импортерам товаров, а также их перевозчикам разрешено:
  • Представлять в налоговые органы вместо копий таможенных деклараций и перевозочных документов на бумажных носителях с соответствующими отметками таможенных органов  - сведения из этих документов, необходимые для обоснования правомерности применения нулевой ставки налога, в виде реестров в электронной форме, с сохранением возможности по выбору налогоплательщиков представлять данные документы на бумажных носителях;

  • Подтверждать факт уплаты налога на добавленную стоимость при импорте товаров для целей налоговых вычетов на основании сведений ФТС России, переданных в ФНС России в электронной форме.
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик может представить в налоговый орган (пункт 15 ст.185):
  • Реестры таможенных деклараций (полных таможенных деклараций) с указанием в них регистрационных номеров соответствующих деклараций вместо копий указанных деклараций;

  • Реестры документов, подтверждающих факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, подтверждающих факт оказания услуг по организации транспортировки (услуг по транспортировке в случае ввоза на территорию Российской Федерации) природного газа трубопроводным транспортом (в случае, если таможенное декларирование не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или не производится), вместо копий указанных документов;

  • Реестр полных таможенных деклараций либо документов, подтверждающих факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов вместо копий указанных документов;

  • Реестры таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, вместо копий указанных документов;

  • Реестры транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов вместо копий указанных документов;

  • Реестр перевозочных документов вместо копий указанных документов;

  • Реестры перевозочных, товаросопроводительных или иных документов, в электронной форме вместо реестра указанных документов на бумажном носителе.
Реестры представляются в налоговый орган по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.

Мой комментарий: Таким образом, ещё одна группа налогоплательщиков может воспользоваться услугами операторов электронного документооборота.

Налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в реестры.

Налоговый орган вправе выборочно истребовать у налогоплательщика, представившего в электронной форме реестры перевозочных документов, документы, сведения из которых включены в указанные реестры.

В случае истребования налоговым органом документов, сведения из которых включены в реестры, копии указанных документов представляются налогоплательщиком в течение 20 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа.

В случае, если по требованию налогового органа налогоплательщиком не представлены указанные в настоящей статье документы, сведения из которых включены в реестры, предусмотренные настоящим пунктом, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов в соответствующей части считается неподтвержденной.

Перечень сведений из документов … формы и порядок заполнения реестров, а также форматы и порядок представления в электронной форме этих реестров утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 16).

В пояснительной записке к проекту федерального закона отмечается, что «реализация законопроекта позволит минимизировать затраты налогоплательщиков, связанные с подтверждением правомерности применения нулевой налоговой ставки и фактической уплаты налога при ввозе товаров, а также повысить эффективность налогового контроля».

Источник: Консультант Плюс / Сайт Государственной Думы РФ
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=172855 
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&7544EDDF5B0603BD43257D2600353BBF

понедельник, 26 января 2015 г.

Новые проекты стандартов Европейского института телекоммуникационных стандартов (ETSI) по электронным подписям


Данная заметка Хулиана Инзы (Julián Inza - на фото) была опубликована 22 января 2015 года на сайте Todo es electrónico (Всё электронное). В ней продолжен рассказ о стандартах ETSI, начало которого в переводе см. здесь: http://rusrim.blogspot.ru/2014/12/etsi-1.html

15 января 2015 года на сервере ETSI была выложена новая партия документов, относящихся к усилиям по стандартизации электронных подписей в соответствии с мандатом M460 (см.  http://www.etsi.org/images/files/ECMandates/m460.pdf - имеется в виду поручение, данное в конце 2009 года Евросоюзом европейским органам по стандартизации - CEN/CENELEC и ETSI, провести рационализацию европейских стандартов по электронным подписям – Н.Х.).

Эти документы имеют статус «проектов», и они открыты для критики экспертами с целью их улучшения до того, как они будут официально опубликованы:

- Проект европейского стандарта ETSI EN 319 401 версия 1.1.9 (январь 2015 г.) «Электронные подписи и инфраструктуры: Общие требования к политике поставщиков доверенных услуг» (Electronic Signatures and Infrastructures (ESI); General Policy Requirements for Trust Service Providers), http://docbox.etsi.org/ESI/Open/Latest_Drafts/prEN-319401v119-gal-policy-req-for-TSPs_STABLE-DRAFT.pdf

- Проект европейского стандарта ETSI EN 319 411 «Электронные подписи и инфраструктуры. Требования политики и требования по безопасности к выпускающим сертификаты поставщикам услуг доверия» (Electronic Signatures and Infrastructures (ESI); Policy and security requirements for Trust Service Providers issuing certificates):
- Проект европейского стандарта ETSI EN 319 412 «Электронные подписи и инфраструктуры – Профили сертификатов» (Electronic Signatures and Infrastructures (ESI) - Certificate Profiles):
- Проект европейского стандарта ETSI EN 319 421 версия 0.0.6 (январь 2015 г.) «Электронные подписи и инфраструктуры - Требования политики и требования по безопасности к поставщикам услуг доверия, выдающим электронные отметки времени» (Electronic Signatures and Infrastructures (ESI) - Policy and Security Requirements for Trust Service Providers issuing Electronic Time-Stamps), http://docbox.etsi.org/ESI/Open/Latest_Drafts/prEN-319421v006-Policy-req-for-TSPs-issuing-time-stamps-STABLE-DRAFT.pdf

- Проект европейского стандарта ETSI EN 319 422 версия 0.0.9 (январь 2015 г.) «Электронные подписи и инфраструктуры – Протокол проставления отметок времени и профили электронных отметок времени» (Electronic Signatures and Infrastructures (ESI) - Time-stamping protocol and electronic time-stamp profiles), http://docbox.etsi.org/ESI/Open/Latest_Drafts/prEN-319422v009-time-stamping-profile-STABLE-DRAFT.pdf

Эти документы (вместе с теми, что были опубликованы в 2013 и 2014 годах), отражают в техническом плане новую модель регулирования электронных подписей, установленную
принятым Европейским парламентом и Советом нормой № 910-2014 от 23 июля 2014 года «Об электронной идентификации и услугах доверия для электронных транзакций на внутреннем рынке, и об отмене Директивы 1999/93/EC» (Regulation (EU) No 910/2014 of the European Parliament and of the Council of 23 July 2014 on electronic identification and trust services for electronic transactions in the internal market and repealing Directive 1999/93/EC, http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ.L_.2014.257.01.0073.01.ENG , о ней см. также http://rusrim.blogspot.ru/2014/09/blog-post_95.html - Н.Х.).

Хулиан Инза (Julián Inza)

Мой комментарий: Следует обратить внимание на то, что у ряда стандартов изменились названия и/или структура.

Источник: сайт Todo es electrónico
https://inza.wordpress.com/2015/01/22/nuevos-borradores-de-normas-de-etsi-sobre-firma-electronica/